БУМАЖНЫй НОМЕР
![]() |
01.09.2001
Кирилл "Хват" Иванский
Третья
компьютерно-игровая инкарнация великой «Дюны» (Dune) в исполнении Westwood.
Заложив фундамент девять лет назад (Dune 2) и проверив его сильным ударом на
прочность «Дюной двухтысячной», Westwood, похоже, окончательно решила погрязнуть
в самоповторах. Что ни год, здесь с помпой выдувают очередной мыльный пузырь (речь,
конечно же, не только и не столько о «Дюнах», с коими как раз все нормально -
один промах на две удачи, сколько о Command & Conquer, финансово-дойном
сериале-рекордисте), подбирают все более женские голоса на роль «new building
options are now available» и перерисовывают по десять раз харвестеры. Такое
стремление к совершенству, к идеальной игре (в понимании Westwood), можно было
бы и поприветствовать…
«Когда люди впервые увидели планету Арракис в трехмерном великолепии, некоторые из них вспомнили легенды и пророчества и отважились предположить, что девятилетний опыт строгания клоновидных копий все же принес Создателям определенные плоды. Но это предположение было скорее вопросом, чем утверждением, ибо тогда существовала лишь слабая надежда увидеть предсказанную много лет назад Игру».
«Тысяча и одна игра Westwood»,
проект книги, которая никогда не увидит свет.
Ну да, ну да
. Снова здоруво. Опять двадцать пять. Старина Фрэнк, как они тебя, а? Хотя, не поверишь, но в этот раз, кажется, получилось (тьфу-тьфу!). Может быть, это просто из-за неказистого фона C&C-овечек предыдущих годов? Может быть, дело в, так ее, трехмерности? В этой мультивитаминной добавке современности, которая, по отзывам приглашенных звезд, способна поправить цвет лица и помочь приобрести друзей в количестве, достаточном для миллионных прибылей?.. Будем разбираться.Вращаем глазницами
Emperor: Battle for Dune (E:BFD) впервые в истории линейки Dune 2 - C&C хвастается красивыми моделями и летающей камерой. Но трехмерность все равно вествудовская: угол камеры по вертикали менять нельзя. То есть камеру можно вовсю приближать, удалять и крутить вокруг чего угодно, но вид будет исключительно под заранее определенным и выверенным углом: либо жестко сверху с высоты полета сейлаго 1, либо под 45 градусов вблизи. Необычное ограничение, но… неожиданно удобное. Ей-ей.
Рейтинги_игры |
|
Сложность
Графика Сюжет Музыка Звук Управление Интересность |
70% 79% 75% 87% 81% 68% 80% |
Модели?.. а мы как раз сейчас на них особенно внимательно смотрим… оказываются весьма детализированными и легко опознаваемыми. На каждую ушло много погонных метров вкусной анимации и сладких спецэффектов. После хорошего выстрела пехота салютует друг другу; перед смертью она же складывается пополам или вольготно распластывается на песке. А вот салют из техники слегка разочаровал. Привыкшие к феерии Z: Steel Soldiers (см. прошлую «Игру номера»!), гарантируем, будут отворачивать лица, напуганные неэстетично разлагающимися кучками полигонов.
Но в целом все равно приятно. Грозно вышагивающие грациозные мангусты 2, харконненские мегабронированные тонны стали на гусеничном ходу, свирепые сардаукары 3, полосующие недругов цветастыми лазерами, фримены в своих бурках и джуббах…
Большинство юнитов снабжены красивыми фонариками, правдоподобно рассекающими окружающую действительность, по которой в большинстве случаев, увы, все еще плачет план ГОЭЛРО. Среднего размера группа пехоты поразительным образом начинает напоминать фанатов с зажигалками на концерте памяти Цоя.
Хотя музыка звучит, конечно, далеко не Цоевская. Для работы над саундтреком в
помощь к штатной вествудовской палочке-выручалочке Фрэнку Клепаки пригласили еще
двоих композиторов, итого получилось по одному маэстро на каждый Дом. Впечатляет
- и подход, и сама музыка. Мощные боевые марши Харконненов создают прямо-таки
клубящуюся атмосферу.
Атрейдесы,
как и положено положительным товарищам, склоняются к восточным напевам и
эмбиенту (чем-то напоминает «Дьябло», чем-то третью итерацию Heroes of Might &
Magic). Ордосы (самые современные и продвинутые) не ходят в бой без индастриала
с брейк-битом наперевес. Словом, если обычно среднестатистический игровой
саундтрек заслуживает от нашего брата «среднюю» же оценку («слушать можно»? - ну,
наверное), то здесь получилось гораздо, гораздо выше среднего. Сильно получилось.
Потуги
«Многие отмечали быстроту, с которой люди привыкали к плоскому линейному сюжету Emperor и познавали неизбежность этого. Мы-то, разумеется, знаем, в чем была основа этой быстроты. Просто поразительно, насколько схожи были в то темное время разные игры на тему Арракиса! Как мы помним, дело происходило еще до появления «Wormtris», «Freemens: The Sequel to the Sims» и «Harvester’s Revenge».
«Тысяча и одна игра Westwood».
(Неужели и впрямь не удастся издать?..)
В E:BFD все сделано в лучших традициях. Странно было бы не увидеть
постановочные ролики между миссиями. Да, актеры все еще страдают от собственной
бездарности. Да, пререндеренные задники скорее подошли бы для дешевой фантастики
начала восьмидесятых. Но, простите, чего вы хотели-то? По большому счету задача
этих милых рекламных пауз - хоть как-то вести сюжет и развлекать игруна, пусть
даже просто корча рожи. Вполне справляются, вполне. Посмотрите на сыновей барона
Ракона Харконнена - Копека и Гансенга. Ну разве не душки? Правда,
мучает
меня один застарелый вопрос: с чего бы это вся сиятельная знать, бароны, ментаты
и иже с ними, так уважительно и даже с пиететом таращатся в камеру, то бишь в
игрока? Что он (я) им? И что они мне?.. Или правду говорят люди, что, дескать, в
играх Westwood сюжет отныне движется силой взгляда игрока: посмотрел на ментата
уважительно - вот и миссии конец?.. Нет, брешут…
Сюжетная линия, иллюстрируемая роликами, неинтерактивна, к тому же она не зависит от того, какую именно миссию вы прошли. Хотя есть и некие попытки ветвления. Но о них я, с вашего позволения, промолчу, иначе интерес потеряете.
В трех словах суть происходящего такова: Император умер от отравленного ногтя своей наложницы, и теперь надо выяснить, кто тут за главного. А главный во Вселенной тот, кто контролирует Пряность. Посему Арракис (или Дюна, если угодно) снова становится ТВД. Но не только Арракис.
Где мы?
«Арракис (возможная этимология: опрокидывающий, разрисованный, место стоянки, ревущий, обгладывающий кости) - третья планета системы Канопуса, единственное место добычи Пряности».
«Термины времен Империи».
Геометеорологические
особенности ландшафта Арракиса знакомы уже, наверное, каждому разумному существу
во Вселенной. Пустыня со скалистыми участками. Кориолисовы бури на Дюне просто
ужасны: запросто сгребают лучших лейтенантов, царапают здания и мешают обзору;
скорость движения воздуха может достигать 700 км/ч. И лишь грамотное
рассредоточение на местности может (немного) помочь этой беде.
Но главная местная напасть - это Песчаные Черви, Шай-Хулуды, Податели.
НИКОГДА не оставляйте армию на песке! Обычно, когда слышишь
нейтрально-безразличное «Worm sign» («Обнаружен Червь»), бывает уже поздно.
Червь реагирует на ритмичные (то есть не характерные для естественной природы)
звуки перемещения по песку, мигом приползает прямо в центр дислокации войск и
пожирает все, что только помещается в его гигантской пасти. Харвестеры при
обнаружении Червя надо быстро грузить в Carryall (сам он не догадается; или
просто жаден до невозможности?). Но нет худа без добра: когда Шай-Хулуд
выскакивает из
песка,
он становится уязвимым. Более или менее. Вы можете даже попытаться немного в
него пострелять: если здоровья в гадине останется меньше четверти - улизнет
обратно в глубины барханов.
Конечно, любой здравомыслящий игрок не сможет 30 миссий подряд любоваться пустынными красотами. Уже примерно на 5-6-й миссии «красоты» эти попросту сидят в печенках. Что тонко чувствующая наши печени Westwood, разумеется, не могла не учесть. А именно: в зависимости от выбранной стороны вам будет позволено вторгнуться на родные планеты врагов: на мрачный красновато-марсианский Джеди Прим, родину Харконеннов; на утопающий в зелени Каладан Атрейдесов; в ледяную пустыню Дракониса IV (Ордосы). В общем, стандартный игровой набор из планет четырех типоразмеров.
Зверинец
«…избежать влияния политики просто невозможно. Борьба за власть пронизывает все: обучение, воспитание и правила жизни. Смертельные враги объединяются в устрашающие группировки ради одной лишь надежды на победу. Многие посчитают это трудным для понимания, но иначе не выжить».
Принцесса Ирулан
«Как оказывать влияние на людей».
Для пущего усиления иллюзии разнообразия, помимо Домов, в игре существует еще пять дополнительных сил, с которыми мы можем заключать стратегические союзы. Что это за силы?
Фримены. Коренные жители пустынь, способные натравливать Червей на противника
(это страшно, друзья! по-настоящему страшно!). Дружить предпочитают с
Атрейдесами (в силу давних традиций совместных военных действий). Из особых
умений:
могут закапываться в песок и брать не умением, а числом.
Ix. Предлагают помощь в виде голограмм воинов (противник пугается этакой толпы и убегает с воплями. Кроме того, эти странные голограммы способны еще и стрелять!) и механических пауков - инфильтраторов, существ премилейших, но не особо мощных.
Bene Tleilaxu. Производитель Личей, которые заражают собою «самобеглые экипажи» так, что те, после кончины, становятся… Личами. В весьма краткие сроки вся база противника подвергается тотальному личеванию.
Гильдия. Почему-то тоже решила присоединиться к разборкам Домов. Прямо из соседнего Red Alert’а поставляется Tesla + Chrono Танк, называемый здесь NIAB.
Бретт СПЕРРИ (Brett W. SPERRY), |
Ну и последняя группировка, упомянутые выше сардаукары, которые после смерти Императора стали безработными и готовы продаваться подороже.
Тут, кстати, есть одна тонкость: или-или. Или сардаукары, или фримены. Или Theilaxu, или Ix. Выбирайте. Но с умом.
Процесс
«Контролируйте выпуск денег и суды; все же прочее оставьте толпе». Так советует вам Падишах-Император. И он же учит: «Если хотите иметь прибыли - вы должны править». Да, в его словах есть правда. Но, спрашиваю я себя, кто есть толпа - и кем правят?»
Принцесса Ирулан
«Арракис пробуждающийся».
Бесконечное строительство. Зданий, техники и пехоты. Поток денег из шести харвестеров. Веселые толпы носятся по карте, временами встречаясь и взаимно вычитая друг друга. Раш наступает на пятки рашу, прикрываясь сбоку рашем. «Что вы находите в подобном сомнительно-безбашенном времяпрепровождении?» - А черт его знает… Базу, как обычно, невозможно грамотно защитить. Потому что грамотность при столкновении с тридцатью осадными танками и пятьюдесятью ракетчиками начинает пить одеколон.
Вот так оно все и происходит. И подкрепляется несколькими reinforcements в каждой миссии. Мало тут народу бродит, еще и новые подъезжают, из соседних зон.
Да, существует одна большая карта военных действий, поделенная на эти самые зоны. Якобы у нас есть выбор, чем заниматься далее: напасть ли на соседей справа или слева, защитить ли от напастей себя.
Интересно следующее. Обычно на выбор дается 1-3 варианта действий. После
загрузки той же самой сохраненной игры варианты становятся уже другими. Это уже
подозрительно. Но самое интересное, что визуально (по стрелочкам) другие
варианты оказываются на поверку теми же. Таким образом, надо еще поискать ту
самую миссию, в которой, например, вас
ждет
встреча с командиром сардаукаров. Сардаукары - они такие. Сегодня здесь, завтра
- в противоположном конце карты.
Money MUST FLOW
«И вот настал день, когда Арракис стал как бы ступицей в колесе Вселенной, и колесо то было готово повернуться. Тысячи и тысячи легионов пребывают в состоянии возбуждения перед боем. Пески Дюны скоро поменяют свой цвет».
Принцесса Ирулан
«Сказки на всю ночь».
Вот и еще один пример чудесной способности делать успешные игры из тех же самых успешных игр. Миллионы копий гарантированы. Трехмерность - всепобеждает. Правильная, добавим, трехмерность. Умелая. Выстраданная, вышколенная и до блеска отполированная.
Да, вы правильно меня понимаете: им это удается все лучше и лучше. Та самая игра, которую они делают уже девять лет подряд, приобретает симпатичные черты. Но, конечно, не перестает быть копией самой себя. И этому не может помочь даже ставший полупрозрачным интерфейс.
Информация_об_игре |
Emperor: Battle for
Dune Жанр_3D RTS |
1 (обратно к тексту) - Сейлаго - любой вид
рукокрылых, приспособленный фрименами для передачи зашифрованных сообщений.
2 (обратно к тексту) - Mangoose - гигантский
боевой робот Атрейдесов.
3 (обратно к тексту) - Сардаукары -
солдаты-фанатики Императора. Благодаря спецподготовке на планете-тюрьме Салуса
Секундус каждый из них стоил десятка обычных воинов любого Дома. Беспощадны,
жестоки, самоубийственно презрительно относятся к собственной безопасности.