БУМАЖНЫй НОМЕР 

 

Дьявол заплатит

01.11.2001
Фраг Сибирский

 

Как, должно быть, приятно сочинять биографию мирного параллелепипеда GameCube или скандального футляра PlayStation 2! К услугам авторов - богатейшая история (семейные хроники этих консолей, великие победы и поражения девелоперов прошлых лет), да и имена Nintendo и PlayStation в любой публикации, посвященной игровым приставкам, начинают необъяснимым образом мерцать, точно на рекламном щите. У Xbox нет предков и нет родословной, о которой я мог бы упоенно рассказывать, да и выпустил эту замечательную консоль скромный рыночный дебютант. Но, бесспорно, есть и утешительные детали.

Фамилия Microsoft, безусловно, пользуется какой-никакой известностью в определенных кругах, ведь так? А годы праведного труда на благо игроков всех стран и народов приставке Xbox вполне успешно заменяют рекламные фанфары стоимостью в 500 миллионов долларов.

Для справки: до кампании по раскрутке Xbox самым успешным маркетинговым парадом считался триумфальный поход Dreamcast - консоли гениальной и недооцененной современниками. И стоил весь беспрецедентный фейерверк, связанный с ее появлением, ровно в сто раз меньше. Но времена меняются. От Xbox вам не удастся скрыться ни в одном подземелье. «Стальной кулак в бархатной перчатке» - так художественно определяют стратегию Microsoft западные военные корреспонденты (да, идет война - наивные PS2 и GameCube почему-то не сдаются без боя), подразумевая, что человечество обречено либо поголовно приобрести Xbox, либо погибнуть в страшных муках.

Нет ничего скучнее рассказа о маркетинговых художествах Microsoft - о зарезервированных под DVD-диски еще не вышедшей консоли пустых полках магазинов, о поощрении титанических заказов на игры, дату выхода которых не могли назвать и сами создатели (мне очень хотелось бы посмотреть на их физиономии, когда она вдруг стала им известна), о безобразных сценах на мировых выставках и всяческой рекламе реклам… Как нет ничего скучнее и осторожного повествования о вещах похуже, о которых и говорить-то неприятно. Не шутите с пятьюстами миллионами, друзья!

Достойны нашего внимания из всей зелено-черной (ее гербовые цвета!) круговерти лишь две вещи. Первая: выход Xbox (в США) по цене в 299 долларов намечен на 15 ноября, за три дня до американского же релиза GameCube, и это будет тот еще денек. 600 тысяч приготовленных к низкому продажному старту «Икс-ящиков» против 700 тысяч «Игрокубов». Очевидная гонка с гандикапом. И вторая: всего за полгода, как и предсказывали Джон Кармак (id Software) и лично Билл Гейтс, Microsoft добилась-таки того, что по Xbox сохнут люди, никогда не слышавшие о GameCube и видевшие лишь один рекламный ролик Dead or Alive 3. Ну разве в Team Ninja не молодцы? Вы посмотрите на эти модели! На эти эффекты и окружение! На настенного леопарда! И кому какая разница, как все это будет играться? Красотища-то…PS2 в перерыве футбольного Кубка чемпионов.

Не жалей миллионов, Microsoft! Сам дьявол платит за все.

Стальной скок

Мы все здесь свои люди - счастливые владельцы ПК, члены привилегированного клуба. Нам трудно понять, к каким темным душевным глубинам апеллируют сражающиеся за рынок видеоигр корпорации. Существование консолей детерминировано всепоглощающим собственническим чувством. Совершенно невозможно гордиться обладанием ПК - средний ПК для этого слишком абстрактен, составлен из крайне разнородных деталей, имеет чересчур причудливый рельеф. Наш ПК и его периферия в голубых сумерках напоминают горный хребет, владеть ПК - все равно что владеть альпийскими горами.

Простите мне это лирическое отступление! Если бы я читал о консоли Xbox, а не писал о ней, то предпочел бы просто, без затей, ознакомиться с системными параметрами «коробочки», составом разработчиков и реестром игр, ее шансами перед лицом ПК, кругом так называемых потребителей и даже возрастом предполагаемой аудитории. Но этак бесхитростно мы не затронем главного. Сей прибор для производства сногсшибательных картинок еще даже не увидел официальный свет, а каждый (от названия и внешнего вида до самой лучшей игры и времени ее загрузки с жесткого диска) компонент Xbox (как и любой уважающей себя консоли) уже является предметом самого трепетного поклонения, понять природу которого мы сумеем, лишь последовательно пройдя все уготованные нам фирмой Microsoft круги.

Итак… Название - всего лишь повод для миллиарда каламбуров.

Внешний вид Xbox. Внимательно смотрим прилагаемые черно-зеленые иллюстрации. Дизайн: погребальная урна с прахом ПК. Весьма изящная вещица. Отлично будет смотреться в качестве подставки для фикуса, а о джойпадах неброских очертаний долго будут судачить мастера.

Следом идут тактико-технические показатели. Тут дело у Microsoft поставлено на широкую ногу. В противостоянии Интернет-фракций, каждая из которых отстаивает достоинства своей приставки, как-то не принято обращать внимание на то, что Xbox, по меньшей мере, втрое сильнее конкурентов аппаратно, многократно превосходит в счете полигонов GameCube и PlayStation 2 вместе взятые, наделен просторной оперативной памятью, жестким диском о десяти (или шести?) гигабайтах и вообще - является ближайшим родственником ПК по всем параметрам. Производительность, мол, еще не залог победы, на убогом PS2 есть Gran Turismo 3, да и из хилого GameCube разработчики ухитрялись извлечь та-а-акие экраны!.. Может, фракции и правы. Но все равно: сличение показателей - на редкость азартное занятие, ничем не хуже скачек или собачьих бегов. А для победителей - и приятное. Вот владелец популярнейшего сайта Nintensity, не сдержавшись, как-то раз рискнул предательски поместить Xbox, а вовсе не свой любимый GameCube, на верхнюю аппаратную ступеньку (куда он установил PS2, лучше не упоминать). И тут же нарвался на страшнейший скандал… (Кстати, вот лучшие, на мой взгляд, сетевые Xbox-ресурсы: www.xbox365.com, www.xboxaddict, www.xboxfaction)

Цифры и литеры неумолимы: внутри Xbox содержится страстный Pentium III 733 МГц, здоровые 64 мегабайта ОЗУ и графический процессор XGPU 233 МГц (а не 250, как было заявлено ранее) от nVidia (суть GeForce3). Наличие модема (связь будет! Купили Dead or Alive 3. Если вам посчастливилось увидеть вторую часть этого замечательного революционного файтинга, то сейчас вы уже пребываете в глубоком обмороке. клавиатуру - и вперед через службы Microsoft. А службы у нее - о-го-го!), количество выходов для периферии и цвет кнопок на геймпаде не критичны.

К сожалению, безукоризненные картинки Xbox несколько потускнеют на голубом кинескопе вашего телевизионного ящика (к которому, разумеется, Xbox и будет упоенно подключаться), ибо максимальное разрешение в 640ґ480 не котируется на нашей не менее голубой планете уже лет пять. «Икс-картинка», к слову, «совместима» с экранами абсолютно любых габаритов, что необычно: ранее консольное изображение неминуемо растягивалось на специфических телеприемниках (с экраном, скажем, 16ґ9). Есть и еще одно чудное изобретение - стандарт HDTV, позволяющий достигнуть сияющих высот графических разрешений прямо на вашем ненаглядном «Мицубиси 46807». Прикупив соответствующее случаю устройство (Microsoft’s High Definition AV Pack), нетрудно добиться более или менее четкой картинки в играх и DVD-развлечениях (такие DVD-плейеры сейчас продаются за 400-500 долларов, не считая 600 долларов за HDTV-приемник). Конечно, Xbox (как и любую консоль - было бы желание) можно свести и с монитором, но подобное варварство уничтожит весь, так сказать, эстетический эффект. Не для того консоли созданы!

Вероятно, Microsoft заработает на самой Xbox столько же, сколько и на продаже дополнительных органов к ней: мышей от Microsoft, клавиатур от Microsoft, усовершенствованных геймпадов от Microsoft и очень усовершенствованных геймпадов от Microsoft. Те же самые аксессуары от Microsoft, но для ПК, в дело не пойдут по причине отсутствия у Xbox портов USB. Для сетевых плаваний в долю взяты и пресловутый Ethernet, и специальная, но не секретная служба в лучших традициях незабвенной Seganet, и, в конце-то концов, все тамошние резервы Microsoft! О браузерах и проигрывателях я уж и не говорю.

Согласен, с точки зрения ПК рентгеновская картинка Xbox не очень впечатляет: GeForce3, конечно же, у нас стоит в каждом доме, устаревшие PIII-733 стыдливо прячутся подальше от посторонних глаз. Да и с DVD (установочная цена диска - 25 долларов) не все гладко: из-за причудливой политики производителей фильмов к проигрывателю Xbox для полного счастья нужно будет докупать специальный пульт с региональным кодом. Зато по сравнению с PlayStation и Nintendo картинка впечатляет более чем. Путем грязных махинаций с учетом полигонов ничем не гнушающаяся Microsoft злорадно демонстрирует способность Xbox обрабатывать 125 миллионов оных в секунду (при 12 и 25 миллионах у [без имен] конкурентов). Говорят, появились даже специальные алгебро- и арифмометры, которые путем очень сложного умножения и деления доказывают превосходство консоли Xbox над всякой другой консолью.

Кроме того, Xbox - консоль американская. Приобретение ее гражданами США полезно для патриотизма, а продажа - для отечественного производителя. И наоборот.

И мы опять возвращаемся к этой гордости в сердце владельца Xbox. Взамен нашего нескладного (собранного, по всей видимости, в азиатских странах, да?) монстра Microsoft предлагает унифицированную, ладную, черно-зеленую консоль, Unreal Championship. Несколько симпатичных деревьев. На скафандр даже и не смотрите - вредно для здоровья ПК, вашего угловатого любимца.которая вдобавок будет еще в два раза шустрее, чем GameCube соседа слева, и в три раза круче, чем PS2 соседа справа. Вы уже мечтаете о Xbox отчаянно? Я, скажем, мечтаю.

Игры патриотов

Кому какое дело, что такие звезды, как Konami, Sega или EA Sports разрабатывали и будут разрабатывать свои изумительные игры, будущие хиты девяносто девятой пробы, единовременно на Xbox и PS2 или, в лучшем случае, незначительно перелицовывать PS2-творения (Silent Hill 2: Director’s Cut, Metal Gear Solid X), а значит - попросту игнорировать все различия между платформами? Практика портирования железно доказала: при переносе с консоли на консоль сумма не меняется. Конвертированные с PlayStation игры имеют PlayStation-вид на гордом, не сдающемся врагу Dreamcast (как, впрочем, и на ПК).

Консоли-то ведь покупают вовсе не из-за ренегатов. Станете ли вы играть на Xbox, когда все же приобретете ее и останетесь с ней наедине, в тот же Metal Gear Solid 2, что и сосед справа? Вовсе нет. Вы запустите Halo, или Unreal Championship, или Dead or Alive 3, да еще сделаете звук (мощнейший театральный звук!) погромче, чтобы эти товарищи слева и справа знали: никогда, никогда, никогда у них не будет Dead or Alive 3, или Unreal Championship, или Halo. Владельцы консолей не знают гуманности и пробавляются исключительно эксклюзивными играми. Нам, живущим в эклектичном мире ПК-творений, трудно понять, почему человек способен приобрести PS2 с одной только целью - поиграть в Virtua Fighter 4.

Эксклюзивные игры гарантируют ценность консоли. Они иногда подозревают о ее возможностях и используют ресурсы на 82, а то и на 83 процента (остальные 17, по легенде, существуют только в мире маркетинга), их разработчики - вечные рабы изобретателей игрового аппарата. Львиная доля адских средств Microsoft ушла на переманивание разработчиков. Этот не слишком умный корпоративный динозавр прославился тем, что в первые же месяцы мероприятия ухитрился скупить худших девелоперов по обе стороны океана. В списках - десятки никому ничего не говорящих имен. Конечно, при таком комплексном методе охоты у Microsoft на довольствии (полном или частичном) встречаются и приличные разработчики: Rage Software, Presto Studios, Neversoft, Funcom (имена беру наугад).

Но подлинные труженики-эксклюзивники, золотой фонд Xbox, надежда ее и спасение - компании Bungie Software, Digital Extremes, Team Ninja, GT Interactive. Bungie и Digital Extremes - готовят, без всякого преувеличения, лучшие и красивейшие одно- и многопользовательские шутеры, когда-либо выходившие на консолях. В результате майкрософтовской аннексии Bungie мы так никогда и не увидим феерию Halo на ПК - чертовски, чертовски жаль. Unreal Championship от Digital Extremes, построенный по мотивам пресловутого Unreal Tournament, убивает предшественника сериями картинок невероятной детализации (какое там оружие! а деревья! а туман на ветру!). Многострадальная GT Interactive, купленная Infogrames и пошедшая по рукам, обеспечит Xbox серией сумрачных, но абсолютно гениальных полуквестов компании Oddworld Inhabitants (на ПК вы так и не дождетесь Munch’s Oddysee).

Есть на консолях еще и такая особенная разновидность игр: «наш ответ на». Например: «в ответ на происки конторы AM2, перешедшей в стан Sony и эксклюзивно издающей на PS2 Virtua Fighter 4, вся контора Team Ninja ответит: а) разработкой демо-версии Dead or Alive 3 всего за один месяц на основе Dead or Alive 2: Hardcore; б) демонстрацией оной на Tokyo Game Show с выведением окружающих в осадок; в) выпуском Dead or Alive 3 на Xbox эксклюзивно раз и навсегда». Dead or Alive 3, между прочим, будет одним из величайших файтингов на планете. На консолях, знаете ли, любят и ценят файтинги, как хорошо выдержанные вина.

А в ответ на наглость Gran Turismo 3 некая Bizarre Creations (почитаемая за великолепную гонку Metropolis Street Racer на Dreamcast) в срочном порядке выпустит на Xbox умопомрачительную Project Gotham Racer.

Конечно, все эти наименования (как и некоторые другие - скажем, весьма забавная гонка Cel Damage) будут присутствовать уже на открытии Xbox. Не пропадет Microsoft, в общем. Первичная выборка удовлетворит и самый взыскательный вкус. Unreal Championship. Да, да, да, эта игра почти не имеет отношения к классическому Unreal Tournament… Digital Extremes, так сказать, импровизирует на тему.Точнее - как раз взыскательный и удовлетворит.

Побочный эффект

Xbox как серьезная (хоть и зелено-черная) игровая система с дальним прицелом прямо-таки обречена на долгую жизнь (нетленки Azuric, Jet Set Radio Future - вот символы ее долголетия) да почтенную старость. Эксклюзивы проходят, аппаратные показатели остаются.

Сейчас на Xbox серьезно заявлены всего две-три игры, что увидят свет и на ПК. Но в будущем вполне возможно параллельное развитие.

Все ПК-будущее, как известно, делают в одной конторе, именуемой id Software. И популярный Xbox-декламатор Кармак (по совместительству сочинивший пару-тройку игр) уже назвал единственную консоль, теоретически способную справиться с новой частью Doom (грозой процессоров и видеокарт). И консоль эта называется отнюдь не GameCube и далеко не PlayStation 2. А это и есть будущее.

На мой взгляд, победа Xbox в долгосрочной войне консолей предопределена, но это не самое главное, это побочный эффект. Вы уже слышали, что ваш нежный ПК обречен? Чтобы вольготно существовать, PS2 и GameCube намерены и обязаны невзначай прикончить игровой рынок на ПК. Xbox - единственная консоль, которой убивать ПК незачем.

На какую аудиторию рассчитан Xbox? Я не знаю, как не знают этого маркетинговые специалисты Microsoft, разработчики, как не знает этого и Джон Кармак. Консоли, для которых точно можно было предсказать категорию потребителей, - GameBoy, GameBoy Color и GameBoy Advance. Догадываетесь, какая это категория? Homo sapiens. Зато я знаю одно: исключительно на Xbox уже через месяц с небольшим выйдут игры, мимо которых органически не способен пройти ни один настоящий игрок в файтинги, гоночные аркады, шутеры, квесты. Лучший в мире симулятор по лицензии World Wrestling Federation (от Anchor) тоже выйдет на Xbox (существует любопытная закономерность: лучшая WWF-игра на консоли [для ПК, насколько знаю, их теперь не делают] определяет качество этой консоли. Сравните, скажем, WWF Smackdown! на PSX и Wrestlemania 2000 на N64… показательно! А лучшей Dreamcast-игрой является WWF Royal Rumble). А значит… значит, Xbox придется покупать.

Кроме того, прямо сейчас я могу продемонстрировать вам небольшой фокус, парой телеграфных строк привлечь на сторону Microsoft всех без исключения тайных владельцев Dreamcast, увеличив «аудиторию» тысяч на пять-шесть. А именно: ходит великолепный слух, что Sega, уже отменив разработку новых игр серии Shen Mue на PS2, начнет выпускать их на Xbox через год. Так-то….