БУМАЖНЫй НОМЕР 

 

Casio против Casio

01.09.2001
Алексей Ерохин


 
 

Электрические собачки

Я включаю TV. Толпа гринписовцев бредет по пустыне, волоча плакаты: «Здесь был лес!». По другой программе Майкл Джексон в расхристанной рубахе надрывно вопит: «У меня есть компьютер, но ничто не утолит в моем сердце боль…У меня есть крутой суперплоский телевизор, но ничто не утолит в моем сердце боль… (делает непристойные движения). И мне никогда, никогда больше не услышать звуков настоящего ПИАНИНО!!!» Следующий канал показывает завывающего лохматого поэта: «Я любил тебя, Нина, на пианино» (закатывает глаза, падает в обморок от избытка чувств и нахлынувших воспоминаний). Я выключаю TV…

Наверное, так должен выглядеть мир для того, чтобы серьезно заниматься изобретением заменителя живого инструмента и меряться… э-э-э… технологиями. А возникла такая вот картинка в голове после презентации нового электропианино Casio Celviano AL-100R. Причем создатели сами нарываются, заявляя: «в сочетании с акустическим звучанием и полновзвешенной рояльной клавиатурой…» По-моему, это попытка совместить настоящее пианино, синтезатор, MIDI-клавиатуру, компьютер да еще и преподавателя в одном флаконе. Напоминает китайский брелок с тупым ножиком, пилкой и кусачками для ногтей, штопором, открывалкой… Половина из этих «фишек» чисто декоративная.

Как известно, если ель отредактировать, получится телеграфный столб. И даже если на него навешать елочных игрушек (и побольше, побольше), ощущения Нового года все равно не будет. Приблизительно такой странной конструкцией представляется мне эта штуковина. Все приправлено подсветкой клавиш в соответствии с нотами встроенных или записанных мелодий. Да, поначалу забавно (ключевое слово!), когда под пальцами начинают мелькать желтенькие и красненькие огоньки, но сразу же в голову лезет трагическая судьба собак Павлова: вылавливают беспризорную псину на улице (а ребенка в собственном доме), обматывают проводками (сажают за электропианино) и вырабатывают условные рефлексы (у обоих). Зажглась красная клавиша - нажимай, дитятко. Преимущество у ребенка одно - слюна не течет, а то ведь закоротило бы всю эту технику в момент. И хорошо бы, честно говоря (злорадно потираю руки).

Пока без особых эмоций

В редакторской работе есть правило: когда приходит материал, из которого патока рекой течет, или напротив - «полный негатив», лучше проверить, а правда ли это. И дело даже не в недоверии к автору (тем более к закаленной в боях «сестре по оружию» Ольге Шемякиной), просто нам не всегда удается сохранить объективность, особенно если дело касается чего-то любимого. В данном случае - музыки.

А репутация у синтезаторов Casio уже сложилась. Еще три года назад в «ДК» была опубликована статья профессионального музыканта Никиты Наумова, который опробовал один из первых домашних синтезаторов - Celviano AP-20 (см. номер за февраль 1998). Даже у этого относительно простенького инструмента было отмечено несколько «неубиенных» достоинств.

Так что же, три года Casio доводила Celviano до уровня «дрянь, хуже не бывает»? Не верится. Ничего не оставалось, как отправиться в ГУМ, в секцию «Casio, музыкальные инструменты», прихватить с собой пачку нот и на два часа попросить в свое распоряжение инструмент и музыканта-проводника-консультанта.

И что в итоге? Забегая вперед, скажу, что не сошлись мы с Ольгой в оценке Celviano AL-100R. Впрочем, это нормально. «To whom how!», как говорят в России.

Щас я тебе руку-то поставлю!

Примерно так обещают нам, подразумевая под этим выработку умения держать лапку над тем участком клавиатуры, на котором нужно исполнять произведение в следующий момент. А как ее держать? Да хоть плашмя, хоть свешивая руку с клавиатуры. Если для игры на синтезаторе (да и то на самом простеньком) еще можно не морочить себе голову, то при игре на пианино от способа звукоизвлечения зависит очень многое: и техника, и передача смысла произведения. Как преподаватель, я бы с удовольствием сбросила бомбу на эту электронную «обучающую систему». Над фразировкой заставляют работать уже с песенки «Василек, василек, мой любимый цветок», а о правильной посадке вообще не упоминается.

Сделайте мне ручку!

Постановка руки. Хитрая вещь. Иногда даже в серьезных учебниках 1 пишут, что загонять ученика в «классическую постановку» не всегда разумно, ему можно разрешить (в рамках здравого смысла) играть «как удобнее».

Сомневаюсь, что Celviano AL-100R без помощи человека поставит руку кому угодно. Еще больше сомневаюсь, что это сделает бумажный самоучитель. А разница между книгой и обучающей системой Casio примерно та же, что между учебником английского и мультимедийным курсом English Platinum, который очень неплохо подсказывает, как надо говорить. Если есть желание учиться, мультимедийная система введет тебя в хороший язык. А Casio Celviano, думаю, способен помочь поставить руку. Для этого у подсветки клавиш есть особый режим: красная показывает, куда нажимать, желтая - как позиционировать незадействованные пальцы. Если следовать советам подсветки, рука станет правильно, никуда не денется. А живой учитель все равно нужен, хотя бы на первое время. Иначе масса ошибок захлестнет, или обучение затянется надолго.

Кривизна не порок?

А теперь я посмотрю на этого мутанта как клавишница из группы психов-концептуалов. Так и представляю - прибегает наш флейтист и орет: «Шемякина, нам тут обещают дать электропианино, Каську, ты прикинь! Супер!» «Ты что, охренел? Да ни за что!» - заорала в ответ я.

За ТАКОЕ электропианино не сяду ни за какие коврижки. Да, есть пунктик в нашем концептуализме - предпочитаем живое звучание и ищем клубы, где имеется пианино. Но это редкость. И выдали мне простенькую «расческу», кстати, тоже Casio. Так вот, звучит мой синтезатор ничуть не хуже этого Celviano. Но то, что простительно синтезатору, который изначально дает электрический звук и никаких заявлений (вроде я еще и настоящий вертолет или пылесос) не делает, невыносимо слышать на «пианино». Все те же синтезаторные сэмплы, в которых не отличить скрипку от виолончели, а звук 1960-х мне так и не смогли найти, вернее, нашли, но там и конь не валялся рядом с 60-ми. Посему предлагаю переименовать инструменты, которые якобы звучат в Celviano: саксофон в скософон, вилыочей вместо виолончели, добавить электрипку. А как вам клавепсин или бедолайка (к вопросу о собачках)?

Правила игры

Когда садишься за синтезатор, даже оформленный под домашний инструмент и называемый «цифровое пианино», лучше сразу принять правило игры: синтезатор - не есть обычное ф-но. Это другой инструмент, играть на котором в чем-то проще, в чем-то - сложнее. Так что искать стопроцентную имитацию не надо, ее нет.

А примерно 90-процентная имитация есть. По мнению Никиты Наумова, «…есть два тембра: Piano 1 и Piano 2. Если Piano 1 звучит как обычное пианино, то у Piano 2 тембр уже разыгранного инструмента, более легкий и напоминающий звук рояля… Звуки Piano 1 и Piano 2 отличить от звука настоящего пианино для человека, не искушенного в музыке, я думаю, было бы непросто».

Как и у Celviano AP-20, у модели AL-100R разные тембры синтезируются из оригинальных сэмплов (образцов звука), записанных с «живых» инструментов. В дополнение к этому AL-100R «научилась» выбирать наиболее подходящие сэмплы в зависимости от высоты и громкости звука. Так что «процент имитации» еще больше повысился. Если же сравнивать Celviano с «живыми», но слабыми инструментами типа «Красный Октябрь» или «Заря», или даже с «элитным» чешским Petroff, боюсь, сравнение будет не в пользу «настоящих». Их звук еще дальше от совершенства.

Некоторые тембры синтезируются в Celviano AL-100R очень удачно. По-моему, саксофон остается саксофоном, клавесин - клавесином, орган - органом. Струнные и особенно смычковые, согласен, звучат ненатурально. Но это беда всех клавишных синтезаторов. Струнную партию просто физически невозможно сыграть на клавишах - работают другие принципы извлечения звука. Исааку Альбенису удалось найти такие приемы игры на рояле, что кажется (только кажется!), будто звучит гитара. А звучание скрипки и виолончели, насколько я знаю, на клавишах еще никто достоверно не воспроизвел.

От этого можно морщиться, а можно принимать как еще одно правило игры. В шекспировском «Глобусе» декораций почти не было, вместо леса было написано «лес». Но главное действие захватывало зрителя, и он забывал о фоне. Пока даже на лучших профессиональных синтезаторах редко кто выводит партию струнных в соло. Зато в фоновых партиях они звучат замечательно. В Celviano AL-100R встроен 17-дорожечный секвенсор (средство записи и воспроизведения MIDI-композиций). Так что запросто можно разыграть с самим собой дуэт в четыре руки или написать концерт для восьми саксофонов с оркестром. Только вилыочей и электрипки не надо выводить в солирующие партии.

Стук-стук-стух…

Ььбббьььььаьпопладвжыдвдалпосижбибибибидмжэалвжгчидчилгчидчлиглжуеб. Не пугайтесь, я не сошла с ума, просто я попыталась, набивая статью, сравнить силу нажатия на клавиши опробованного мною электропианино и собственной компьютерной клавы. Конечно, на AL-100R есть три уровня чувствительности, но ни один из них не дает ощущения настоящего пианинного нажима. Моя компьютерная клава мне больше нравится. Она честнее, она не прикидывается ни клавесином (хотя немного и похожа), ни китайским летчиком. Так приятно выстукивать буковки, из которых рождаются слова, складываются фразы… Возникает Текст. А Музыки от этого электропианино вы не добьетесь.

Ля-ля-ля-фа…

Добьетесь музыки! Если захотите.

Первый раз я ее услышал, когда за «синтезатор» - ЭМИ «Юность» - сел студент института им. Гнесина Володя Хлоповский (ныне профессиональный гитарист-классик) и стал наигрывать трехголосые симфонии Баха. К «Юности» был подключен 100-ваттный усилитель. Дедки и бабки в округе чуть с балконов не попадали (см. ниже у Ольги Шемякиной) - на всякий случай бухнулись на колени и, забыв, что они православные, а Бах католик, осенили себя крестным знамением. И наш пьяненький школьный «бокально-инструментальный ансамбль» от появления Музыки мгновенно протрезвел (надолго протрезвел).

А Celviano AL-100R от той «Юности» отличается как орган Домского собора от губной гармошки. На нем замечательно звучит Иоганн Себастьянович и в органном, и в клавесинном виде, очень неплохо - Вольфганг Амадеевич и Людвиг Ваныч. Классно звучат джазовые композиции. В них «90-процентная имитация» звука пианино (еле заметная) даже идет в плюс: когда перебираешь в нижних октавах блюзовые ноты, создается впечатление, что аккомпанемент ведется вторым инструментом.

А «неправильная» клавиатура - это дело привычки, тут тоже не надо искать полного сходства с пианино. На хорошем ф-но, которое стоит пару килобаксов, конечно, можно сыграть тоньше, добиться лучшей нюансировки. Но клавиатура Celviano после нескольких попыток поддается, становится не такой «неправильной». Думаю, ее трехступенчатая регулировка чувствительности клавиш (под детскую руку, под обычную и под сильную) может многим пригодиться, даже большим музыкантам, - тот же Скрябин, как известно, физически не мог извлечь из рояля все нюансы собственной музыки.

Итоги

Если вас занесло на космическую станцию (и чего вас туда понесло-то?), конечно, придется намазывать на заменитель хлеба заменитель красной икры, но если есть возможность купить настоящее пианино, отдельный синтезатор и нанять преподавателя… Casio не пройдет!

Хотя есть и плюсы. Можно убить соседей супергромким звуком или сбросить дедушку с балкона (сам спрыгнет). Ну а если эту штуковину подключить к 100-ватным динамикам (мечтательно), вы станете кумиром всех собак в радиусе километра. И еще одно достоинство есть у этого инструмента: благодаря маленьким размерам он очень украсит угол вашей коммуналки, коли вы обитаете именно в ней и имеете лишнюю пару тысяч баксов (!) в банке. Трехлитровой.

Итого

В игрушку-пищалку c двумя октавами микроскопических клавиш можно играть полчаса. Потом надоест.

В тупой синтезатор, который по трезвучию подхватывает тональность и грамотно, но безвкусно молотит попсу, надоест играть через месяц. Нормальному человеку, даже не очень сильному музыканту, обидно быть в роли механического придатка у шарманки с клавишами.

В «игрушку» Casio Celviano можно играть всю жизнь - не надоест. Как не надоедает играть на обычном пианино. Причем можно выбрать Celviano из довольно большого ряда. Модель AP20 с несколькими тембрами (рояль, клавесин, орган) и настоящей молоточковой клавиатурой сегодня стоит 700 долларов. Добавление градиента жесткости клавиатуры и улучшенной системы выбора сэмплов обойдется в 400 долларов (модель Celviano AL-25 - $1100). Дальше начинаются электронные навороты: синтезатор, автоаккомпаниатор и секвенсор превращают Celviano AP-25 в Celviano AP-65R ($1600). И еще семьсот долларов надо доплатить за систему обучения (Celviano AL-100R - $2300). У кого есть лишние деньги - вперед! У кого нет - не расстраивайтесь, живой учитель музыки важнее электронного.

А кроме «слишком задранной» цены у Celviano AL-100R есть только один недостаток: освоить все его возможности - значит стать профессиональным музыкантом. Вам это надо?


Цифровое пианино Casio Celviano AL-100R


Заметка для учителя

Можно только гадать, насколько эффективна обучающая система Casio Celviano AL-100R. За нее говорит тот факт, что Casio выпустила уже несколько синтезаторов с электронным учителем. Значит, система пользуется спросом. Против - что только у Casio есть подобная система, остальные производители не спешат подхватывать передовой опыт.

Но, вполне возможно, найдутся учителя музыки, у которых хватит фантазии и умения разумно использовать электронного коллегу, переложить на его плечи черную работу по формированию условных рефлексов.

В память AL-100R занесены 80 эстрадных и симфонических аранжировок. Вы вольны выбирать пьесы из этой библиотеки или включить в нее собственную подборку композиций. Первый уровень обучения знакомит с мелодией и подсказывает подсветкой, голосом, тихонько проигрывает, как надо сыграть данное место, не реагирует на ошибки. Второй уровень работает только подсветкой и ждет, пока все ноты партитуры не будут сыграны в нужной последовательности. Третий только сопровождает игру подсветкой, а дело ученика - успевать за заданным темпом. Двойная подсветка Celviano показывает, «куда давить» левой и правой рукой, а синтезированный голос (правда, только по-английски или по-японски) подсказывает, каким пальцем нажимать на клавишу. Теоретически обучение можно построить таким образом, чтобы в отсутствие учителя электронный голос и «огоньки» помогали ученику вспомнить, как надо играть. Это как раз тот случай, когда можно совместить обучение и развлечение. А кроме того, есть средство контроля: самостоятельная работа ученика записывается на дискету. Хитрый хайтековский ребенок, конечно, справится с этой проблемой: натиражирует MIDI-файлы в звуковом редакторе, подправит даты их создания и т. д.


1 (обратно к тексту) - Йожеф Гат. «Техника фортепианной игры». - М.: Музыка, 1973.