БУМАЖНЫй НОМЕР
![]() |
01.12.2001
Дмитрий Коровин
Андрей
Казачков - директор проекта компании «Электон - ручные компьютеры». Он
пользуется бумажным органайзером, не любит читать книги с экрана монитора и
предпочитает бумажные словари электронным. Это не мешает ему быть фанатично
преданным карманным компьютерам…
Как вы увлеклись карманными компьютерами?
- Довольно случайно. Я никогда особенно не был связан с мобильными технологиями, только присматривался к ним… Окончил Бауманский институт, электронщик. Работал долгое время в Институте азотной промышленности. Были у нас передовые на тот момент мэйнфреймы, исключительно IBM, сначала 370, потом 43-я серия, с передовыми операционными системами. В перестройку все изменилось: исчезали вычислительные центры, появлялись кооперативы… И в 1994 году я перешел в RUI Apple IMC, которая продвигала технологии Apple в России. Там занялся интеграцией «Макинтошей» в крупные информационные комплексы, и мне, наверное, повезло, что появилось свободное время и я познакомился с «Ньютоном». Вся история карманных компьютеров началась с этого устройства. В нем были реализованы безумно интересные идеи, в частности, концепция бесконечного листа бумаги и феноменальная система распознавания рукописного ввода. Любой, даже незнакомый с компьютерными технологиями, человек мог легко за день-два научиться работать на «Ньютоне».
Сначала мне этот компьютер очень не понравился. Но на «Комтеке-95» я с удивлением обнаружил, что интерес к «Ньютону» проявляли больший, чем к ноутбукам. Вокруг КПК собиралась толпа народу. Тогда я понял, что это - непаханое поле для фантазии, творчества, работы.
У меня было немного свободного времени на то, что в Apple называлось «евангелизмом». Где-то в конце 1995 года мы с другими «евангелистами» вице-президентом КАМИ Виктором Лопатиным и нынешним директором компании «Электон - ручные компьютеры» Александром Фузеевым (с тех пор нас с Александром связывает тесное творческое сотрудничество) каждый день проводили встречи, продвигая «Ньютон» на нашем рынке. Первыми познакомили с ним сотрудников «Вымпелкома»: возникла идея, что КПК плюс мобильный телефон - это доступ к огромным массивам информации (как раз тогда начал активно развиваться Интернет…). Наверное, нам первым в России удалось выйти в Интернет с «Ньютона» через сотовый телефон - не забыть это впечатление после недели мытарств: казалось, интернетовская картинка возникла из небытия. Это было время пророков. По Лему, любая идея проходит три стадии: первая стадия - пророков, евангелистов, когда идея своей энергией заражает людей и они совершенно без коммерческих интересов начинают продвигать ее в массы. Когда идея проникла в массы, начинается ее бурное развитие, строительство институтов, появляются коммерческие структуры. Третья стадия - старение, которое может закончиться либо перерождением, либо смертью.
Сейчас вторая стадия?
- Да, и, надеюсь, третья будет не скоро. В 1996 году прогнозировалось, что ежегодно объем производства карманных терминалов будет удваиваться, и действительно, до недавнего времени все так и шло. Хотя в этом году начали появляться тревожные сигналы в связи с проблемами в американской и европейской экономике. Похоже, рынок от стихийного роста переходит к стадии насыщения.
Помимо участия в руководстве фирмой, чем еще вы занимаетесь на этой ниве?
- Специалист не может быть одновременно организатором - либо он к этому не приспособлен, либо ему не будет хватать времени. По разным причинам, в том числе и материальным, мне, конечно, приходится переквалифицироваться в организаторы. И началась борьба двух начал…
Какое побеждает?..
- На разных этапах побеждали разные начала. Незадолго до перехода в Apple возникла болезненная ситуация: я настолько заорганизовался, что перестал быть специалистом, «низко пал». И только через три-четыре месяца после прихода в Apple смог подняться, но административной работы в тот период у меня не было. Сейчас же очень много времени занимают вопросы организации, но бурное развитие мобильных технологий заставляет «держать руку на пульсе».
У вас много работы?
- Достаточно много. По характеру я сова, поэтому рабочий день начинаю около 10.30 утра, а вечером раньше 9-10 не ухожу, еще дома работаю после ужина.
Как к этому относятся жена, дети?
- Сын у меня уже взрослый, ему 22 года, закончил истфак МГУ, работает в РБК. Он, правда, на карманные компьютеры пока «не раскручивается». А жена… Будь это 15 лет назад, ей бы явно не понравилось. Сейчас уже самостоятельными стали (смеется).
А у жены не вызывают отторжения все ваши железки?
- Вызывают. Когда я приношу какую-нибудь новую машинку и начинаю про нее восторженно рассказывать, супруги моей хватает на пятнадцать минут. Сама не пользуется КПК, хотя помогает мне в плане контактов.
На что-нибудь остается время, помимо профессиональной деятельности? Или она плавно перерастает в хобби?..
- В общем, перерастает. Хотя в этом году осилили дачу… Очень люблю ходить по книжным, особенно по букинистическим магазинам, причем иногда бесцельно - это вид отдыха.
Покупаете что-нибудь?
- Покупаю.
И читаете?
- Пытаюсь. Особая страсть покупать книги 60-70-х годов, которые раньше невозможно было достать. Решил собрать серию зарубежной фантастики (помните издательство «Мир», маленькие книжечки в мягких переплетах), почти все, что хотел, - собрал. Вообще у меня большая библиотека: античная литература, философия, искусство, шахматы, книги по истории Москвы. Время от времени пишу статьи, причем не могу это делать по заказу. Наверное, не смог бы стать штатным журналистом, имеющим, скажем, план на пять статей в месяц.
Как мобильные компьютеры меняют ваше представление о мире?
- Мне до сих пор гораздо приятнее взять справочник с полки, чем получить
информацию в электронном виде. Не люблю электронные книги, ничто пока не может
заменить бумагу. Наверное, никогда не откажусь от бумажного органайзера.
Некоторые вещи записываю на мобильный, стал пользоваться «напоминалками» -
довольно удобно, можно одной рукой все просматривать (крутит колесико
телефона). О, совсем забыл, купить соль
тут
у меня написано…
У меня старенький карманный компьютер, с которым не собираюсь расставаться - Psion 3с, он появился еще в 1996 году. Пробовал новые - iPaq, Palm: интересно поиграть, но носить с собой - только Psion. Там нормальный экран, записная книжка, удобная клавиатура. Надежное устройство, никогда не подводило. Кстати, все свои статьи я писал на нем.
На карманном компьютере?
- Да, на нем хорошо пишется. Пробовал на настольном - не получается, мысли в голову не идут. Пишется только когда сидишь дома на диване и держишь в руках Psion. Причем записывать необязательно полностью, только мысли. Пишу не останавливаясь, с ошибками и без знаков препинания. Потом этот текст сбрасываю на настольный компьютер и там редактирую.
Какие вы видите в себе отрицательные и положительные качества?
- Отрицательные - иногда есть склонность «скользить по поверхности», бывают приступы банальной лени. Положительные частично связаны с отрицательными - могу за час сделать то, что не получается (лень?) за неделю - я ведь старый бауманец. Помните анекдот, как студенту МВТУ предложили выучить японский, а он спросил, дадут ли ему три дня?
Работа для вас - основной жизненный приоритет?
- Да.
У вас есть мечта?
- Мы недавно создали новую компанию со старым названием - «Электон - ручные компьютеры». Сейчас много проблем организационного плана. Из-за этого катастрофически не хватает времени - на творчество (тестирование новых устройств), на «евангелистику». Собственно, мечта в том, чтобы наша фирма побыстрее окрепла. В плане личном - мы задумали с женой (это ее инициатива) путешествие следующей весной в Гималаи к Эвересту. Первый раз мы побывали в Непале в 2000 году в районе Аннапурны. Это было незабываемое путешествие. В двух словах не расскажешь.
Ну а все-таки?
- Мы не заказывали путевок - просто взяли визу в Непальском посольстве. Мы вообще практически всегда путешествуем самостоятельно. Хотя Непал потрясающе интересная страна и столица Катманду поразительный город, основной нашей целью был подъем на высоту 4 000 метров к базовому лагерю Южной Аннапурны - это восьмитысячник. Мы наняли двух носильщиков, которые были еще и проводниками. Первый день вызвал шок: мы не были готовы к такой нагрузке. Карабкаешься 700 метров вверх, потом 300 вниз. И так девять часов в день, восемь дней подряд. Уже за три часа до цели началось нечто страшное: ливень, град, молнии, гром - а мы в ущелье, рядом обвал… Пришли совершенно мокрые, температура минус пять, темно. Ночевали в каменной комнате площадью три квадратных метра, без света, тепла. Но зато утром - такой подарок! Ни следа туч, солнце, голубое небо, кругом снег, вокруг пять семитысячников и Южная Аннапурна.
У вас не возникало желания там остаться?
- Возникало. Говорят, если человек побывает в этих местах один раз, он уже не может не вернуться. У меня осталось ощущение, что произошло что-то важное.
Вы поддерживали связь с внешним миром, пользовались КПК?
- Нет, компьютера с собой не было. Сотовые телефоны там не работают. Очень удивило, что в самом Катманду почти на каждом шагу компьютеры с Интернетом - написал несколько писем.
Кстати, в районе Аннапурны в 1997 году был Крис Боннингтон, знаменитый альпинист. При восхождении он впервые использовал набор из «Ньютона», спутникового телефона и цифрового фотоаппарата. Он обрабатывал снимки на компьютере, и через 15 минут они уже были в Интернете.
А почему решили поехать именно в Гималаи?
- Жена серьезно занимается астрологией, восточной культурой, медициной, очень интересуется буддизмом.
Как вы относитесь к ее увлечениям?
- Поддерживаю. Я не так глубоко это знаю, для меня это, скорее, познавательный интерес.
К астрологии как относитесь?
- Как к довольно интересной науке…
Науке?
- Наверное, все-таки да. С советских времен представления изменились, это
раньше астрология, кибернетика, генетика считались лженауками. Хотя я не понимаю
гороскопов, где написано, что сегодня Овнам надо делать одно, а Стрельцам -
совершенно
другое. Но настоящие гороскопы безусловно стоит учитывать, особенно в отношениях
между людьми, в семье; насчет бизнеса не уверен.
Если вам предоставят профессиональный гороскоп, вы измените, скажем, распорядок дня, отмените встречи?..
- Наверное, нет. Мы к этому не привыкли. Хотя, может быть, и надо иногда прислушиваться. Жена никогда не настаивает, может только посоветовать.
Как ваша жена оценивает всевозможные компьютерные «примочки» с позиций восточной философии?
- Говорит иногда, что компьютерам нельзя передоверять управление программами, обеспечивающими безопасность существования человечества.
Кстати, в последнее время у меня каким-то странным образом стали появляться контакты с людьми, связанными с Востоком, именно среди клиентов нашей компании. Люди приходят покупать компьютеры, и выясняется, что они интересуются восточной культурой, путешествиями. Некоторые стали моими хорошими знакомыми или даже друзьями. В принципе понятно, что путешественникам нужен органайзер. Дошло до того, что один из новых магазинов мы открыли пополам с туристической фирмой, организующей путешествия на Восток, - половину площади занимаем мы, половину - они.
Как вы относитесь к Тамагочи?
- Не очень хорошо. Мне кажется, здесь есть что-то от лукавого. Эта игрушка рассчитана на японский менталитет, не хватает им чего-то живого. То же относится ко всяким электронным собачкам. С живым существом, которому Бог дал душу, интереснее. Как бы здесь не дойти до опасного момента, чтобы не передать власть некому киберразуму (смеется). Вдыхать разум в электронные игрушки не стоит.