БУМАЖНЫй НОМЕР
![]() |
01.08.2001
Киви Берд
Лет
20-25 назад авторитетнейший физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии и по тем
временам одна из главных надежд человечества на «великое объединение» всех сил
природы, отчеканил фразу, надолго создавшую ученому дурную славу: «Чем более
познаваемой кажется нам Вселенная, тем более она представляется бессмысленной».
По словам физика, эта идея преследовала его всегда, и отделаться от нее не было никакой возможности. Конечно, столь безнадежное утверждение мало нравилось и самому автору. «Было бы заманчиво, - пояснял ученый свою мысль, - отыскать в законах природы некий план творца, в котором человечеству отводилась бы какая-то особая роль. Но сомнение в том, что нам удастся это сделать, наводит на меня уныние»...
Заниматься постижением тайн природы с подобными унылыми настроениями - дело, прямо скажем, невдохновляющее. И среди людей науки практически никто не счел целесообразным открыто выступить в поддержку сформулированной выше позиции. Однако в душе многие понимают, что на генеральных направлениях современных научных исследований действительно никак не просматривается «смысл» существования Вселенной, хотя углядеть его ох как хочется. И вряд ли такое положение дел можно считать случайным.
Уже несколько десятилетий наиболее плодотворные идеи рождаются на пересечениях и стыках различных «линейных» дисциплин типа физики, биологии, информатики или социологии. Вместо одномерных, так сказать, параллельных наук уже сформировалась непрерывная ткань плавно перетекающих друг в друга областей знания, но в ткани этой по-прежнему недостает «объема». Наука остается плоской, поскольку «перпендикулярные» ей идеи в массе своей игнорируются или активно отторгаются как анти- и лженаучные. Список альтернативных научных (и псевдонаучных) теорий воистину огромен, поскольку ощущение острой неудовлетворенности от сложившейся ситуации в среде ученых с каждым годом лишь нарастает.
И просто невозможно не заметить, что значительная часть всех этих альтернатив так или иначе пытается внести в строгую науку неуловимое и тонкое духовное начало. Есть уверенность, что именно здесь пролегает то «третье измерение», которое сделает наконец науку воистину трехмерной и наполнит глубочайшим смыслом все происходящее в природе.
Создаваемый ныне в журнале раздел «Наука & Жизнь» вовсе не ставит себе задачу пропагандирования всякого рода «революционных» и зачастую сомнительных идей, достоверность которых не подтверждается никем, кроме их авторов. Напротив, здесь будут популяризироваться солидные изыскания, признанные в традиционных структурах мирового научного сообщества. Но наибольшее внимание мы будем уделять тем направлениям, где строгий «математический аппарат» (гарантирующий прочность научного фундамента) явно пересекается с интуитивной и творческой работой сознания, пока что упорно ускользающего из прокрустова ложа формул и уравнений.
Хочу надеяться, что статьи, предлагаемые далее вниманию читателей, дадут представление о том, какой интересный период развития переживает ныне наука.