БУМАЖНЫй НОМЕР 

 

Из тени в свет перелетая

01.08.2001
Михаил Брауде-Золотарев

 

Сегодня в России существует целая криминальная пиратская страна, выстроенная вокруг бизнеса по продаже компакт-дисков и имеющая огромные экономические возможности. Дабы вы оценили масштабы явления, скажу, что за год в Москве продается конечным потребителям около 3,5 млн. дисков.

О Москве, как самом масштабном примере пиратского рынка, и расскажем. Кроме того, многие российские регионы снабжаются именно из Москвы, туда уходит около трех четвертей московского производства. В сезон наилучших продаж - в сентябре и декабре - через столицу проходит до 2 млн. оптовых пиратских дисков в месяц. Весной, в феврале-марте, обороты падают немного, а летом, с конца апреля до середины августа, - ощутимо. Мертвый сезон наступает, когда начинается жара. В среднем московский совокупный оборот (оптовый и розничный) составляет 10-15 млн. дисков в год.

По экспертным данным, сегодня розничная московская сеть состоит из примерно четырехсот торговых точек, куда входят Митинский и Царицынский рынки, переоткрытая недавно Горбушка, Савеловские рынки, ВДНХ, ларьки у ст. м. «Кузнецкий мост» и трех вокзалов, а также множество «одиночных» лотков, рассыпанных по всему городу. Обычное число торговых точек - около 450 1 (см. таблицу), но иногда оно доходит до 500.

Пиратский рынок в цифрах


Уровень

Число фирм

Себестоимость диска, $

Отпускная цена диска, $

Оборот одной фирмы, тыс. штук дисков

Производство (крупный опт)

6

0,35-0,45

0,7-1,0

100-400

Дилеры (средний опт)

8

0,6-0,8

0,9-1,1

40-100

Курьеры

30

0,8-1,0

1,0-1,2

0,5-30

Розница

400-500

1,0-1,4

2,5-3,0

0,1-1,1

Примечания
  1. Суммарный ежемесячный объем рынка определяется произведением числа крупнооптовых структур на их средний оборот, плюс 15-20% (импорт из Украины), плюс еще 15% (диски, напечатанные средним оптом).
  2. В графе «оборот» - чистая прибыль без учета налогов, аренды помещения, зарплаты, добывания, доставки и перевода программ, взлома защиты, транспортировки, расходов на «крышу».
  3. Таблица подготовлена на основе данных ассоциации «Русский щит» и Подкомиссии по безопасности информационного рынка мэрии Москвы.

Каждая точка дает своему хозяину в среднем от 200 до 2200 долларов выручки в месяц, а хорошие, «прикормленные», - до 2500 долларов. Из этих денег владелец расплачивается со своей «крышей», органами, пожарными, арендодателем и др. Средняя величина чистого дохода составляет после всех выплат 400-600 долларов.

Себестоимость и конечная цена диска зависят от связей конкретного торговца - от того, сколько у него посредников, от объема продаж и, как следствие, наличия скидок, от стоимости обложек и коробочек (обычно это еще 10-15 центов). Кстати, коробочками диски обзаводятся только на низовом уровне. Остальные участники пиратского рынка оперируют дисками на бобинах.

Большую часть торговых точек контролируют уверенно стоящие на ногах маленькие фирмочки. Но около 20% продаж остается за фирмами-однодневками, попадающими на пиратский рынок волей случая. После реализации своих партий они просто уходят с рынка, правда, вместо них всплывают другие, такие же.

Однодневки появляются так: кто-то расплатился пиратскими дисками по долгам, завод «попиратил» пирата, напечатав дисков сверх заказанного тиража, и выбросил их на рынок, но чаще всего это бывшие продавцы с лотков, глядящие на кажущуюся простоту занятия и решающие тоже пробовать. Таким хватает первого серьезного «приема» 2 . Части новичков не удается вернуть вложенные средства, так как они заводят торговлю в неудачном месте, а иногда из-за непонимания, что окупаемость может наступить не ранее чем через несколько месяцев после начала работы - и то при условии, что у точки появятся постоянные клиенты.

Этажом выше находятся дилерские мелкооптовые фирмы, а между ними и розницей работают курьеры, которые приобретают диски у оптовиков и развозят их рознице. Эти люди работают под началом владельцев точек, выполняя их конкретные заказы. Сказать, сколько в Москве пиратских курьеров, довольно трудно - это нестабильный, стихийный сегмент пиратского рынка, но можно считать, что сейчас действует около тридцати курьерских групп по два-три человека. Каждая поставляет диски примерно десятку точек. Курьеры зарабатывают мало, иногда им даже приходится работать на разнице курсов валюты, покупая и продавая диски формально по одной цене.

Дилеры образуют единый слой: позволить себе заказывать на производстве каждый новый появляющийся программный продукт они не могут (из экономических соображений), поэтому для поддержания должного разнообразия прайс-листа им приходится обмениваться тиражами друг с другом. Мелкооптовых фирм в Москве около десятка, и структуры это слабые. Им часто приходится уступать место новым, на данный момент оказавшимся более удачливыми.

Также диски для розницы поставляются через дилерские Интернет-каналы. Через Сеть работают в основном фирмы, занимающиеся «тиражированием CD», не отказывающиеся и от мелких заказов розницы. В частности, именно через Сеть часто распространяются так называемые закрытые базы данных, о которых мы упоминали в предыдущей статье темы, а также «золотые» диски с последними версиями бухгалтерских пакетов, «Гаранта», самых свежих профессиональных программ.

Кстати, через Интернет преимущественно работают и региональные каналы поставок (около 95% оборота). Регионалам брать диски в московской рознице невыгодно - дорого, а у крупных оптовиков не получается - закупки у пиратов с мест хотя и частые, но по московским меркам маленькие. Новые клиенты приходят к крупным оптовым фирмам именно через Сеть. Существует даже несколько сетевых магазинов, реализующих пиратскую продукцию. Работают такие каналы с конца 1997 года, а первые поставки начались через ФИДО еще в 1994-95 годах.

Но на розничном московском рынке Интернет-каналы погоды не делают.

На следующей ступени находятся крупнооптовые фирмы («дистрибьюторы»), которых сегодня в Москве шесть (в прошлом году их было четыре - «XXI век», «7 Волк», «Фаргус» и «Маросейка», в этом году «подросли» и присоединились к лидерам «Триады» и «Сити»). Первые три имеют примерно по 20-25% оборота рынка, причем явный прошлогодний лидер «Волк» сильно сдал (его доля доходила до 40%). В совокупности шестерка лидеров пропускает через себя до 90% московских дисков; оставшиеся 10% приходятся на долю структур низших уровней. Ясно, что с такой рыночной долей именно теневики-дистрибьюторы и заказывают музыку на рынке.

Уточним - крупные оптовики не просто дистрибьюторы. Проводя аналогию с продажами бытовой техники, можно сказать, что они играют на рынке и роль «вендоров». За ними оперативное добывание свежего софта, проектирование диска, формирование сборников, заказ тиражей на заводах, маркетинговые исследования (на что будет спрос на рынке), русификация западного софта. Поэтому в штате оптовиков обязательно имеются собственные программистские команды и переводчики. Есть у них и разного рода «крыши», выполняющие свои классические функции: сбор информации и контрразведка, помощь в прикрытии от мероприятий правоохранительных органов, борьба с конкурентами. Пиаровские мероприятия оптовиков наиболее заметны простой публике: акции устрашения, «взятия» складов, маски-шоу на рынках охотно показывает ТВ и описывает пресса. Тем не менее, никакой криминальной братвы в этом бизнесе уже нет, все обходится без откровенной уголовщины, типа стрельбы или взрывов.

С правосудием эти шоу, конечно, не имеют ничего общего. Поэтому к ним правильнее относиться как к обычному пиару, деятельности экономической, а не уголовной. Присутствие «в кадре» профессиональных «масок» и ревущих бульдозеров, давящих диски, смущать не должно. Это антураж, декорации, фрагменты жесткой, но преимущественно рыночной конкуренции.

У пиратов-оптовиков весьма большие расходы - на оплату персонала, численность которого может доходить до семидесяти человек, на прикрытие. Большие потери могут принести пиратам рейды, когда властям удается вычислить склад и изъять большой тираж. Отдельные проблемы у оптовиков с нелеквидными позициями, мертвым грузом «повисающими» на складе. Потери от этого составляют не менее 15% оборота дисков.

Число розничных точек в Москве (январь 2001 г.)


Отдельно стоящие точки

184

40,4%

Рынок у ДК им. Горбунова

135

29,6%

Радиорынок «Митино»

66

14,5%

Ст. м. «ВДНХ»

13

2,8%

Ст. м. «Комсомольская»

13

2,8%

Торг. компл. «Савеловский»

13

2,8%

Тт. м. «Кузнецкий мост»

9

2,0%

ТВЦ «Горбушка»

9

2,0%

Радиорынок «Царицыно»

9

2,0%

Ярмарка «Электронный рай»

5

1,1%

Всего

456

100%


От проблемы неликвидов избавлены только розничные торговцы, знающие текущий спрос и работающие только по предварительным заказам. Кстати, большинство оптовых фирм, так же как и дилеры, содержат собственные розничные точки (на рисунке для упрощения не показаны). В результате прибыль оптовых пиратских структур оценивается в 10-30% от их оборота.

Кроме проблем друг с другом у оптовиков случаются стычки с «чистыми» софтверными фирмами. Раньше теневики свободно решали, что и когда выкидывать на рынок, но теперь стараются выбирать безопасные позиции, по которым не предполагают правового преследования. Они не хотят попадать в ситуацию, когда, сломав и русифицировав какую-нибудь новую игрушку и заказав тираж, узнают, что права на ту же самую игрушку официально куплены кем-то на рынке. Поэтому они стараются быть в курсе происходящего в легальном секторе. А уж о том, чтобы ставить свой бизнес под угрозу, печатая заведомо контрафактные диски, речь не идет вовсе.

Впрочем, уголовное преследование главным хозяевам бизнеса, по большому счету, не грозит - для этого им нужно попасться самим, что маловероятно: ни в каких бумагах они не фигурируют, подписей не ставят и лично дисками не торгуют. Чтобы пираты влипли в серьезные неприятности, правоохранительные органы должны углядеть в них «преступную группу», добыть нужные показания и т. п.; эти угрозы сегодня носят скорее гипотетический характер. Больше рискуют пираты, располагающиеся на самом нижнем уровне, и даже не владельцы розничных точек, а наемные продавцы, поскольку именно они попадаются на проверочных закупках, фиксирующих факт торговли контрафактной продукцией.

Есть у оптовиков еще одна проблема. Их откровенно пиратят другие пираты, обычно помельче, этим особенно грешат украинские товарищи. А иногда бывает и так: под маркой известного российского пирата выходит откровенная подделка от производителя «noname» - так ее будут лучше покупать. Пиратские брэнды - тоже брэнды. Но жаловаться пиратам тут не на что: как говорится, с семью волками жить - по волчьи выть.

Производство, на котором оптовики заказывают тиражи, как правило, у каждого свое. Благодаря тому, что объем заказов большой, заводы предоставляют оптовым фирмам солидные скидки. Заводам ведь безразлично, что печатать, поэтому они берутся практически за все: за музыку и софт, за легальные и пиратские заказы. За ними иногда водится мелкое «пиратство пиратов», когда они сверх заказанного тиража оставляют что-то «для себя», выбрасывая это потом на рынок, что не делает на нем погоды.

Когда-то основную долю на российском рынке CD занимали Болгария и Китай, но те времена давно прошли. Сегодня практически все производится семью московскими заводами, одним питерским (контролируется украинцами) и тремя заводами на Украине, причем доля последних около 15%. Украинский импорт, в основном, проходит мимо Москвы, реализуясь в регионах (в Москве остается не более 5-7%, а в некоторых областях, в основном на Северо-Западе, иногда переваливает за 50%).

Неясность ситуации на Украине (там все время ходят слухи об ужесточении «борьбы с пиратством») заставляет украинских заводчиков мигрировать вместе со своими бизнесами в более предсказуемую Россию.

Единственная область пиратского рынка, в которой каналы продажи дисков обошлись без оптовиков, это распространение «джевельных» (jewel) версий лицензионного ПО. Их правообладатели печатают обычно самостоятельно, предоставляя кому угодно возможность доносить их до конечного потребителя, забирая со склада по мере необходимости. Угодно этим заниматься пиратским низовым структурам, а оптовики в этой схеме просто не нужны.

Сегодня доля легальных джевелов на пиратском рынке в Москве достигает 30-35%, а в среднем по России - 15-20%. В самых «чистых» регионах доля лицензионных дисков может доходить до 70%.


1 (обратно к тексту) - За то, что их сейчас меньше, спасибо надо говорить московским властям, прикрывшим Горбушку.
2 (обратно к тексту) - На жаргоне - посещения «крыши», правоохранительных органов или братьев-конкурентов с целью немного «прижать».