БУМАЖНЫй НОМЕР 

 

рЭволюция завершилась!

01.10.2001
Алексей Ерохин


 
 

1Сергей Блохнин - технический директор фирмы «Сплайн» (main@spline.ru). Любитель и энтузиаст видеосъемки - по духу; профессионал и эксперт - по долгу. Впрочем, как он сам говорит, одно другому не мешает.

Сергей, мы не встречались больше года 1. Уже тогда, по вашим словам, в сфере любительского видео все было замечательно, волшебно, прекрасно. Что-нибудь изменилось с тех пор?

- Думаю, все стало еще более волшебно. Чтобы не вводить никого в заблуждение, давайте сразу поясним, что под этим словом понимается: видеолюбители получили доступную по цене и очень серьезную по возможностям технику, практически профессиональные средства для создания собственных фильмов. За год произошло много интересного, если говорить кратко - «процесс пошел», причем так интенсивно, что аналитики рынка называют это бумом любительского видео. Это можно легко проиллюстрировать: зайдите на сайт компании Dell - увидите, что их компьютеры теперь предлагаются вместе с цифровыми видеокамерами, контроллерами IEEE-1394 и программным обеспечением для видеомонтажа. Сами понимаете, что такая крупная компания, как Dell, не будет вести подобную деятельность ради единичных заказов. Раз она взялась за дело, значит, почувствовала солидную выгоду.

Вы можете назвать причины этого бума?

- Такие вещи не рождаются на пустом месте. Чтобы «время пришло», необходим период адаптации. Видеолюбители во всем мире не сразу поняли, какие возможности предоставляет компьютер по сравнению с традиционным монтажом на видеомагнитофоне. А когда распробовали, и особенно когда это стало по карману…

Другими словами, в сфере видео происходили небольшие революционные перемены, которые подталкивали общую эволюцию - этакая «рэволюция» в одном русле. Примерно три месяца назад произошло событие, которое, с моей точки зрения, ставит последнюю точку на этом витке «рэволюции»: появились пишущие приводы DVD-R/RW. Они позволяют записывать видеодиски DVD, принимаемые большинством обычных бытовых плейеров и практически всеми компьютерными приводами DVD-ROM. Конечно, они были и раньше, но сейчас стали продаваться за «человеческие» деньги. А значит, видеолюбители теперь могут создавать не просто фильмы, но фильмы в DVD-оболочке. Это совсем другой уровень возможностей.

«Рэволюция» - это хорошо! До последней ее точки, надеюсь, были и другие?

- Разумеется. Если оставить за скобками историю аналоговых видеокамер и монтажа на видеомагнитофонах, то отсчет надо вести от 1999 года, когда фирма ASUSTeK выпустила необычную системную плату - P3B-1394. Как видно из названия, на ней был установлен контроллер интерфейса IEEE-1394, он же FireWire у Apple, он же iLink у Sony. К тому времени IEEE-1394 был хорошо известен и активно применялся в «Маках», но в его появлении на системной плате была одна замечательная «мелочь»: стоимость собственно контроллера не превышала $50 - тогда это было как минимум в пять раз меньше, нежели у любого другого контроллера IEEE-1394. То есть видеолюбители получили доступное по цене средство для закачивания цифрового видео в компьютер и, соответственно, «выкачивания» из компьютера результата монтажа.

Весной 2000 года на рынок хлынули недорогие контроллеры IEEE-1394, так что стало невыгодно интегрировать их на системные платы, и та же ASUSTeK перешла к выпуску отдельных контроллеров. А цифровые камеры начали стремительно дешеветь еще раньше. В середине 1999 года Sony выпустила в массовую продажу первые видеокамеры серии Digital8. Это был очень «хитрый» технический и маркетинговый ход: к фактически аналоговым камерам Sony добавила DV-кодер, благодаря чему получилась действительно цифровая камера, способная записывать DV на кассеты формата Video8. Sony, правда, рекомендовала пользоваться более дорогими кассетами Hi8, но русский человек быстро усек, что более дешевые Video8 на «цифре» дают практически тот же результат, по крайней мере неотличимый на глаз.

Если подвести черту под тем, что произошло в 1999-2000 годах, получается, что затраты на создание домашней видеостудии снизились в два с лишним раза. Если в начале 1999 года цена цифровой камеры и контроллера IEEE-1394 3с соответствующим софтом начиналась от $2000, то к середине 2000-го младшие модели Digital8 стоили от $700, а контроллер не больше $100. И за эти деньги видеолюбители получили средства полноценного цифрового монтажа с точностью до кадра, с наложением множества эффектов, переходов, вставкой любых титров и (главное!) с возможностью многократной перезаписи и дублирования видео без потери качества.

Что было потом?

- В начале 2000 года Sony объявила о выпуске следующего поколения видеокамер серии Digital8. Их технические характеристики в части качества изображения практически не изменились, но теперь все они были оснащены жидкокристаллическим дисплеем. Во всех моделях (кроме самой младшей) используются карты MemoryStick емкостью 4 Мбайт, а старшая модель TRV-820 имеет даже встроенный цветной принтер, позволяющий на месте делать отпечатки размером 9х5 см. Кроме того, появился режим LP - записи на пониженной скорости протяжки ленты, что увеличивает продолжительность записи в полтора раза. Но самый важный момент - преобразование аналоговых видеосигналов в цифровой поток без записи на кассету. Теперь сигнал с аналоговой камеры или видеомагнитофона (в системе PAL) можно напрямую закачивать (как говорят видеолюбители, «сливать») с камеры в компьютер.

Но все-таки у недорогих камер Digital8 есть ряд недостатков. В частности, отсутствие подстройки баланса белого и ограниченные возможности съемки при плохом освещении. Пока цифровые камеры формата MiniDV стоили дорого (разрыв между ценой самых дешевых моделей Digital8 и МiniDV составлял $300-400), с этим можно было мириться, но летом 2000 года появились MiniDV-камеры дешевле (!) камер Digital8. Сейчас уже и кассеты МiniDV подешевели до 140-160 рублей (на 30-40 рублей дороже кассет Hi8). Так что при лучшем в целом качестве съемки, при меньшем весе и габаритах камер MiniDV, у Digital8 остается мало шансов на выживание. И одно из основных преимуществ камер Digital8 - возможность конвертации аналога в цифру - перестает быть исключительным, так как все новые камеры Panasonic, например, тоже оснащаются такой функцией. Камеры Canon, появившиеся на рынке в 2001 году, тоже имеют аналоговые входы. На этой точке «рэволюция» почти закончилась.

Это означает не только вытеснение Digital8, но еще и полное вытеснение аналогового видео?

- Почти. Надо учитывать, что до настоящего времени было выпущено огромное количество аналоговых видеокамер, и их нельзя в одночасье списать со счета. Поставьте себя на место видеолюбителя, который выложил за аналоговую камеру большие деньги, подбирал модель с хорошим стабилизатором, сильной оптикой и т. д. И в принципе компьютерный монтаж для аналоговых камер возможен, хотя и «тернист»: приходится решать проблему оцифровки, чтобы изображение попало в компьютер. Решается она либо с помощью специальных плат, п2редназначенных для обработки только аналогового видеосигнала, таких как MiroVideo DC10+ или MiroVideo DC30+, либо с помощью более дорогих плат Matrox RT2000 или Pinnacle DV500+, поддерживающих также работу с DV-устройствами. Конечно, существует еще ряд подобных устройств, но их стоимость неприемлема для любителей и даже для небольших студий.

К тому же приходится учитывать, что устройства для оцифровки аналогового видеосигнала имеют ряд недостатков. Недорогая карта DC10+ отличается жесткой привязкой к собственной довольно примитивной программе для работы с видео, а также не очень хорошим качеством при работе с S-VHS и высоким коэффициентом сжатия видео. Стоимость же MiroVideo DC30+ вполне сравнима со стоимостью недорогой цифровой видеокамеры, что делает приобретение карты видеозахвата не очень выгодным. Довольно неплохое решение, появившееся сравнительно недавно, называется Hollywood DV-Bridge, но его цена тоже не так уж мала - чуть больше $300, зато DV-Bridge позволяет и оцифровывать аналоговый сигнал, и переводить DV в аналоговый видеосигнал (для просмотра результатов монтажа на телевизоре).

Что можно посоветовать тем, кто пока не хочет расставаться с аналоговой камерой?

- Купить недорогую карту для аналогового монтажа, приблизительно за $230, или Hoolywood DV-Bridge за $300 и смириться с неизбежными потерями в качестве. Это самый главный недостаток работы с аналоговым видео - качество смонтированных фильмов всегда уступает оригиналу. Но такой вариант имеет одно неоспоримое достоинство: дешевле ничего нельзя придумать, и при небольшом бюджете это, возможно, единственный выход для желающих заняться компьютерным видеомонтажом.

Если же качество волнует меньше, чем затраты, придется забыть об аналоговой камере или использовать ее только для съемок. А для монтажа все-таки купить дешевую цифровую камеру. Это имеет смысл, если аналоговая камера очень хороша.

Приобретать более функциональную и дорогую карту для аналогового видеомонтажа (это больше $700) для любителя бессмысленно, так как за те же деньги можно купить новую цифровую видеокамеру. К тому же для управления аналоговой камерой с компьютера нужно отдельное устройство стоимостью до $150, да и не ко всем картам аналогового монтажа такое устройство можно купить.

У тех, кто работает с цифровыми камерами, таких сложностей не будет?

- Нет, здесь все предельно просто. Достаточно соединить одним-единственным тонким кабелем IEEE-1394 (кабель обычно входит в комплект поставки контроллера) компьютер и видеокамеру, а дальше - только работать с программами и 4переставлять кассеты. Правда, контролировать качество цвета, звука, размеров титров лучше всего на телевизоре, используя ту же видеокамеру как преобразователь цифра-аналог. Для этого надо просто подключить аналоговые выходы, которые есть у любой цифровой камеры, к телевизору, и при подаче по входу IEEE-1394 цифрового сигнала с компьютера вы увидите свой фильм на телеэкране.

Неужели для этого недостаточно монитора компьютера?

- Нет. Монитор и телевизор - слишком разные устройства. Не будем вдаваться в подробности, но изображение и звук при переходе на телевизор могут сильно измениться. Что особенно неприятно, когда, допустим, потратив месяц на монтаж фильма (на компьютере все было замечательно), вы пригласили друзей на просмотр, и (вдруг!) титры оказываются с обрезанными краями, музыка заглушает дикторский текст, а ласковое синее море приобретает зловещий фиолетовый оттенок.

Насколько мощным должен быть компьютер для видеомонтажа , ведь еще пару лет назад именно высокие требования к аппаратуре сдерживали распространение домашних видеостудий?

- Минимальные системные требования невелики: процессор не хуже Pentium II 266, 32 Мбайт оперативной памяти, диск со скоростью обмена не менее 5 Мбайт/с и емкостью не меньше 9 Гбайт. Лучше, конечно, увеличить емкость винчестера раза в три-четыре. Причем не обязательно оснащать компьютер диском со скоростью вращения шпинделя 7200 об./мин. - при работе системы с современными дисками (от UltraATA 66) на 5400 об./мин. никаких проблем и пропусков кадров не будет.

Одно из главных преимуществ работы с цифровой камерой - возможность ее использования в качестве цифрового видеомагнитофона для сброса промежуточных результатов монтажа.

С учетом того, что в 1 Гбайт помещается всего 4,5 минуты видео (скорость потока DV - 3,515 Мбайт/с), на диске в 20 Гбайт может разместиться только полтора часа видео. Причем надо понимать, что при редактировании необходимо сохранять исходные файлы клипов, из которых монтируется фильм, и сам файл готового фильма. Поэтому на 20-гигабайтном диске трудно смонтировать более 40 минут готового видео. Так что при работе с большими объемами приходится сохранять части фильма на кассете. В случае аналоговой камеры это приводит к заметной потере качества. Тогда вообще лучше продумывать сценарий до мельчайших деталей, чтобы на кассету попадал уже готовый фильм. Если же 5работать с цифровой камерой, можно переписывать готовые фрагменты на кассету и с кассеты снова в компьютер, при этом не теряя в качестве изображения.

А теперь, если можно, несколько советов для начинающих. С какой программы монтажа стоит начать?

- В комплект поставки контроллеров IEEE-1394, как правило, входит видеоредактор Ulead VideoStudio 4.0 DV (UVS), который, пожалуй, идеально подходит для новичков - видеомонтаж в нем чрезвычайно прост. Наибольшее удобство в том, что по IEEE-1394, кроме видео и звука, передаются и все команды управления видеокамерой. От оператора только требуется менять кассеты, все остальное можно делать с панели управления UVS, которая, по сути, аналогична панели управления видеокамерой. В феврале 2001 года вышла версия 5.0, в которой есть ряд принципиальных новшеств: стало возможным с помощью фильтров изменять вид изображения, что раньше могли делать только дорогие профессиональные редакторы.

Следует учесть, что в качестве операционной системы можно использовать только Windows 98 SE, Windows Me или Windows 2000 Professional. Лучше всего, безусловно, работать под Windows 2000, так как она не требует установки дополнительных программ для корректной поддержки работы с цифровым видео и не имеет ограничения на размер файла, что позволяет редактировать фильмы, длительность которых зависит только от размера диска.

Какие еще видеоредакторы вы можете посоветовать? Уже не самые элементарные, а продвинутые?

- Видеолюбителям, уже освоившим простейшие приемы, я бы порекомендовал Ulead MediaStudio Pro 6.0. Это первый из профессиональных по своим возможностям редакторов, который поддерживает формат DV Type-1, используемый в видеокамерах. Редактор имеет интуитивно понятный интерфейс и довольно прост в освоении. При этом его возможности наиболее полно удовлетворяют запросам любителей и даже небольших телевизионных студий. Версия 6.5 этой программы появилась совсем недавно, в сентябре 2001 года. Она существенно улучшена, в ней время на просчет переходов, эффектов, наложений и т. п. минимизировано, т. е. изображения обрабатываются практически в режиме реального времени.

Интерфейс вышедшего в январе 2001 года Adobe Premiere 6.0 с поддержкой DV-оборудования не столь интуитивен, эта программа не имеет ряда 6возможностей MediaStudio Pro 6.0 и особенно 6.5, но позволяет за счет подключаемых модулей (plug-in) существенно расширить стандартные возможности редактора.

Хотя никто не мешает при монтаже фильма использовать два основных редактора, а вдобавок - самые разные приложения для получения спецэффектов, предварительной нарезки исходного видеоматериала на фрагменты и т. д.

Давайте уточним, какие задачи при создании фильмов могут решить компьютерные программы.

- Первая задача - закачивание в компьютер сырого видеоматериала. Это можно сделать средствами любого видеоредактора или, например, воспользоваться программой ScenalyserLife, которая сразу осуществляет нарезку на сцены (отслеживает все моменты запуска записи) и заодно позволяет за пять минут просмотреть все нарезанные сцены (по начальным кадрам).

Дальше идет удаление всего ненужного - любой видеолюбитель знает, как много лишнего попадает в кадр, как иногда затягивается съемка даже интересных объектов, отчего зрители начинают зевать. Затем сцены редактируются более тщательно, это лучше делать в покадровом монтаже. Потом выбираются переходы между сценами: растворение картинки в картинке, «пролистывание книги», смещение кадра по диагонали. Любой редактор сейчас предлагает сотни таких переходов.

В некоторых сценах бывает полезно «подправить» положение камеры - чуть развернуть кадры, обрезать края и растянуть уменьшившееся изображение. Разумеется, в ряд сцен включаются и титры. Если раньше при аналоговой съемке приходилось рисовать титры на листах бумаги и снимать их отдельно, теперь даже простейшие редакторы позволяют вводить титры любым шрифтом, любым цветом на любом фоне. Можно также задавать траекторию движения титров по экрану, менять их размеры и форму во время движения и т. д.

Дальше идет работа со звуком. По моему опыту, в большинстве случаев лучше вообще удалять исходную фонограмму, она, как правило, получается бестолковой, с массой лишних звуков, шумов и т. д. (конечно, при монтаже съемок банкетов, свадеб и других подобных мероприятий звук придется частично оставить). Для озвучивания надо тщательно подбирать музыку - музыка может как «убить», так и «сделать» фильм. И наконец, в последнюю очередь накладывается дикторский текст и другое звуковое сопровождение.

Перечисленного хватит для большинства любителей, причем этого достаточно, чтобы сделать из неинтересной для посторонних любительской съемки динамичный, захватывающий фильм. Я видел примеры того, как из совершенно банального банкета получилась очень смешная комедия, а из свадьбы - комедийный боевик с погонями и преследованиями. Любители более склонны в своих работах к комедиям, чем к трагедиям.

А как же упомянутые эффекты?

- Обычных эффектов хватает в любом редакторе. В принципе, их можно задавать и при съемке: часть фильма снимать в стилизации под «старое кино» или в черно-белом варианте. Но гораздо удобнее и «прицельнее» это можно сделать в редакторе: изменить цвет кадров, пропустить через искажающие фильтры и т. д. Но хочу предостеречь начинающих 7любителей от очень распространенной ошибки. Когда новичок получает в руки сотни эффектов, он начинает использовать их по принципу «чем больше, тем лучше». Как человек, который после «Лексикона» попал в «Ворд», сразу напечатал документ с двадцатью шрифтами на странице, и думает, что это красиво. Один из признаков профессиональной работы - умение обойтись минимумом эффектов.

Тем не менее при создании заставок к своим фильмам (это как фирменная заставка у любой киностудии) действительно приходится плотно работать с различными эффектами. В том числе с объемными «наворотами» в программах 3D-анимации. Обычно здесь вспоминают 3D Studio MAX, но эта программа очень сложна в освоении, а для новичков идеально подойдет трехмерная анимация в пакете Ulead Cool 3D.

Иногда можно использовать эффекты, которые дает программа AlamDV: там легко и непринужденно получаются шутки вроде огненного меча Джедая (как в «Звездных войнах» у Лукаса). Этот эффект можно привязать к любому объекту в кадре - дать помахать человеку шариковой ручкой, а потом «пририсовать» вместо ручки джедаевский меч, который будет переливаться всеми цветами радуги. Очень неплохие эффекты типа «снег», «фейерверк», «огненный дождь» - все, что создается с помощью частиц, - дает пакет Illusion.

Кажется, мы подошли к точке, в которой начинается творчество.

Да, это немного другая тема. В начале рассказа вы говорили о пишущих приводах DVD. Что это, идеальное средство сохранения фильмов?

- Об этом сейчас много спорят. Новички, поработав час-другой в видеоредакторе, начинают изучать способы сохранения своих фильмов в различных вариантах MPEG-форматов. Интерес к этим форматам постоянно подогревается в Интернете и в прессе.

Что удивляет в этой ситуации: чем меньше человек разбирается в форматах MPEG, тем большим энтузиастом хранения своих фильмов в каком-либо из MPEG-форматов он является. Поэтому стоит обратить внимание на факт, что в этом виде фильмы удобно распространять, но не хранить. Преобразование видео в MPEG-2 всегда ведет к потере качества, и чем выше степень сжатия, тем заметнее потери. И если на фирменных DVD-дисках качество изображения довольно высокое, то лишь потому, что качество исходного материала (фильм на кинопленке) идеальное, и кроме того - для кодирования используются профессиональные кодеры, которые стоят не одну тысячу долларов. Достичь такого качества при перекодировании DV в MPEG невозможно (DV - уже сжатый в 5 раз видеопоток), вдобавок это требует много времени даже на мощных современных компьютерах (на Pentium III 1000 час фильма будет кодироваться 5-6 часов).

Основной аргумент тех, кто непременно желает хранить оригиналы своих творений на компакт-диске, - долговечность хранения. К сожалению, нет методик, позволяющих подтвердить заявленные производителями сроки хранения информации на компакт-дисках в 15-25 лет. Что касается надежности хранения, следует 8помнить, что даже небольшая царапина на компакт-диске в «неудачном» месте может привести к полной потере данных. Да и просто не стоит думать о вечности, работая с технологиями, которые кардинально меняются каждые два-три года. Сейчас невозможно предположить, на чем будут храниться данные лет через пять.

Именно поэтому предпочтительным средством хранения смонтированных фильмов на ближайшие год-два остается кассета для цифровой видеокамеры. Несмотря на такие известные ее недостатки, как осыпание, возможные замятия и пр., адекватной замены ей пока не придумано. Не на чем пока хранить 12 Гбайт данных при стоимости $0,45 за гигабайт для МiniDV-кассеты или $0,3 для кассеты Digital8. Если фильм очень дорог - можно просто сделать две копии и разнести их по разным домам (квартирам).

Но это отнюдь не означает, что в ближайшее время не появятся доступные по стоимости DVD-рекордеры, которые сделают возможным хранение фильмов в оригинальном формате DV или высококачественном варианте MPEG-2 без ощутимых финансовых затрат. Первые приводы DVD-R (Pioneer A03), преодолевшие ценовой порог в $1000, появились на рынке в июле текущего года. Сейчас их цена опустилась уже до 780 долларов. Стоимость подобных устройств и чистых дисков (сейчас чистые DVD-R стоят примерно $12) будет, безусловно, снижаться, и недалек тот день, когда пишущий привод DVD станет обычным устройством в компьютере каждого видеолюбителя. Емкость одного диска - 4,7 Гбайт, что позволяет записать час видео очень высокого качества или два часа качеством похуже.

То есть у кассет пока нет разумной альтернативы?

- Только как у средства хранения. Другой приемлемый способ распространения своих фильмов - создание дисков в формате VideoCD (MPEG-1). На обычный компакт-диск, записанный в этом формате, помещается 1 час видео со стереозвуком, причем воспроизводиться такой диск может на любом компьютере начиная с Intel 486/100, а также на большинстве бытовых проигрывателей DVD. Любительские фильмы редко длятся более часа, поэтому прибегать в этих целях к другим форматам, требующим мощных компьютеров для воспроизведения, смысла нет.

Если вы сожмете DV-запись в любой вид MPEG, то потеряете возможность что-либо подправить в дальнейшем или использовать старые фрагменты в новых фильмах - качество DV будет утеряно раз и навсегда. После сброса фильма на кассету, прежде чем удалять проект с жесткого диска, необходимо тщательно просмотреть всю кассету на предмет отсутствия брака. Особенно внимательно надо смотреть последние 5-10 минут фильма (если он часовой). Именно в конце ленты чаще всего возникают дефекты изображения. При обнаружении дефекта следует повторно записать видео на это место и, если дефект остался, выбрать другую кассету. Пока же наилучшим носителем по соотношению цены и качества является кассета. А сохраняя плоды своих многочасовых битв с видеоредактором надо не забыть, что кассета, как правило, имеет длительность 1 час. Поэтому нужно продумать, чем закончить первый час фильма и начать второй. Это требуется, чтобы «склейка» на обычной VHS-кассете, куда вы сбросите фильм для просмотра, была как можно менее заметной. Способов здесь много. Например, завершить первую часть интересным стоп-кадром, который может быть показан несколько секунд без ущерба для фильма. Или применить «всплывающие» титры в конце одной части фильма и 9«уплывающие» в начале другой.

Но почему вы говорили о пишущих DVD-приводах, как о последней точке «рэволюции»?

- DVD - это идеальное средство для оформления фильмов и их тиражирования. Это возможность создать на одном диске альбом из нескольких клипов со сложной системой меню и подменю, с мгновенным доступом к любому фрагменту любого клипа. Это возможность подарить свой фильм человеку, у которого нет цифровой видеокамеры, но есть DVD-плейер или компьютер с приводом DVD.

Кстати, в последнее время тиражирование фильмов имеет не только «сувенирный» смысл. Сейчас многие фирмы снимают небольшие ролики для рекламы своей продукции или технологии. Создание видеостудии обходится в 1000 долларов (при наличии компьютера), что может позволить себе практически любая фирма. Среди сотрудников всегда найдется человек с задатками видеолюбителя, который охотно возьмется за дело. Причем неуспех тут маловероятен: я знаю многих людей, которые осваивали видеомонтаж с нуля (зачастую параллельно с освоением компьютера) и буквально через пару недель или месяцев (в зависимости от способностей) добивались очень неплохих результатов. Что касается коммерческой выгоды от такого видеотворчества - как показал опыт не одного десятка фирм, на выставках гораздо выгоднее «крутить» свой, сделанный «от души» ролик, чем сто раз рассказывать о «замечательной продукции» и раздавать рекламные листки.

А последняя точка «рэволюции» в моем рассказе получилась потому, что на данном витке развития революций больше не будет. Останется одна эволюция. Основной ее вектор понятен: снижение цен, увеличение возможностей. Контроллеры IEEE-1394 будут продолжать дешеветь и станут непременным атрибутом обычного компьютера. Скорее всего, платы с интегрированным контроллером IEEE-1394 не получат широкого распространения до тех пор, пока либо цена контроллера не станет пренебрежимо малой (до $10), либо контроллер будет встроен в набор микросхем на плате. Повышение производительности компьютеров приведет к уменьшению времени, затрачиваемого на операции нелинейного видеомонтажа, и они будут выполняться практически в реальном времени. Сама же возможность видеомонтажа уже доступна на любом компьютере, и никакой острой необходимости в дорогих специальных конфигурациях ПК нет. Все массовые видеоредакторы стали работать с контроллерами IEEE-1394 напрямую, и видеомонтаж сейчас доступен практически всем владельцам обычных домашних компьютеров.

Время следующих больших перемен настанет только с широким распространением видео и телевидения высокой четкости. Пока этого не случилось, «рэволюцию», дорогие товарищи, можно считать законченной. Ничего кардинально нового не появится.

Советы Сергея Блохнина: Как выбрать DV-камеру?

При выборе цифровой (DV) видеокамеры следует учитывать такие факторы:

Качество недорогих камер MiniDV и Digital8 практически одинаково. Первые имеют существенно меньшие габариты, но и кассеты к ним на 30% дороже. Правда, совершенно очевидна тенденция к удешевлению MiniDV, и уже сейчас выбор между этими вариантами сделать нетрудно: если не требуется переводить в цифру старые аналоговые съемки, нет смысла приобретать большие, тяжелые и плохо снимающие при искусственном освещении камеры Sony Digital8. К тому же многие MiniDV от других производителей оснащаются аналоговыми входами, дабы облегчить переход от старой аналоговой техники к цифровой.

Чем камера дороже, тем выше качество съемки, особенно при искусственном освещении. Однако разница в $100-200 обычно относится на различные сервисные удобства, на качество съемки не влияющие. Лучшие камеры имеют три ПЗС-матрицы, но и стоят больше $2000. Ощутимое различие в качестве съемки существует только между самыми дешевыми цифровыми камерами и камерами с тремя матрицами, которые в два-три раза дороже, поэтому целесообразно покупать либо недорогую камеру, либо с тремя матрицами - промежуточная покупка заметно опустошит карман, но мало что добавит к качеству. Исключение составляют лишь несколько моделей, в частности Canon MV30i, которые на $1000 дешевле камер с тремя матрицами, но дают сравнимое с ними качество.

При покупке следует обязательно выяснить, работает ли запись по цифровому входу. Для этого либо нужно сделать запись по любому аналоговому входу (для камер Sony), либо убедиться, что надпись «DV In/Out» есть как на самой камере, так и в руководстве к ней.

Качество съемки зависит не только от модели, но и от конкретного экземпляра камеры. Если в пределах кадра четкость неравномерна или имеются какие-то другие искажения, попробуйте другой экземпляр. Несовместимых с жизнью дефектов у современных моделей практически нет, даже самые дешевые могут снимать с качеством, неотличимым для непрофессионального взгляда от вещательного телевидения.

Проблема выбора цифровой видеокамеры стоит в общем ряду выбора любого сложного технического изделия. Но у видеокамер есть своя специфика - их качество невозможно описать только цифровыми (количественными) критериями. Без субъективной оценки выбор видеокамеры невозможен. Но начинать все же стоит с изучения технических характеристик.

Оптическое увеличение (optical zoom) характеризует способность камеры «приближать» объекты. Этот параметр гораздо более важен, чем цифровое увеличение (digital zoom). Объектив увеличивает изображение, и только после этого оно записывается камерой. При цифровом увеличении камера поступает с изображением так же, как графический редактор, и при сильном увеличении точки превращаются в квадраты, а качество, конечно, страдает.

Как ни странно, у дорогих камер увеличение меньше, чем у дешевых. Связано это с тем, что при большом увеличении трудно сохранить высокое качество изображения, поэтому дорогие модели с хорошей оптикой имеют оптическое увеличение в пределах 10-12. При выборе камеры не следует гнаться за большим значением оптического зума: 10- или 12-кратного вполне достаточно для любой съемки.

Цифровое увеличение часто выражается трехзначными цифрами, но практической пользы от него нет. Рекламные заявления о достоинствах цифрового зума, мягко говоря, выдают желаемое за действительное. Многие операторы просто отключают его, чтобы ненароком не испортить съемку.

Стабилизация изображения компенсирует дрожание руки оператора. В видеокамерах применяют стабилизаторы двух типов: цифровые и оптические. Первые «удерживают» изображение в избыточной по размерам матрице - мелкое и частое перемещение в пределах матрицы легко отслеживается и компенсируется. Но за это приходится расплачиваться тем, что в картинке появляются характерные артефакты: небольшие перемещения камеры стабилизатор принимает за дрожь, изображение при этом «залипает».

Оптические стабилизаторы удерживают изображение строго на ПЗС-матрице с помощью подвижных элементов оптической системы. Достоинства такого стабилизатора - точность стабилизации, отсутствие «залипаний», большие возможные значения экспозиции. Важное преимущество камеры с оптическим стабилизатором - высокая чувствительность и, как следствие, лучшее качество съемки при пониженном освещении. Недостатки - высокая стоимость и большее энергопотребление.

Количество пикселов в ПЗС-матрице, необходимых именно для фиксации изображения, зависит только от системы телевидения и составляет в PAL примерно 415000, в NTSC - примерно 350000. Если в параметрах видеокамеры указывается вдвое большее число пикселов, это говорит лишь о том, что тип стабилизатора изображения - электронный, но никакого отношения к качеству съемки не имеет. Если пикселов более миллиона, это свидетельствует только о возможности камеры делать фотоснимки с разрешением, определяемым именно количеством пикселов в ПЗС, а не системой телевидения.

Количество ПЗС-матриц. Параметр, при взгляде на который сразу становится понятным класс видеокамеры. Если, например, камера стоит больше $2000, значит, у нее три матрицы. Чем же обуславливается такая существенная разница между камерами с одной и тремя матрицами?

В обычных камерах для получения цветного изображения используется ПЗС-матрица со светофильтрами на каждом элементе матрицы, и цветное изображение формируется методами эмпирическими (сама матрица, конечно, всегда черно-белая): анализируются группы пикселов, и на основе результатов анализа определяются цвета. Вследствие этого реальное разрешение у одноматричных камер несколько хуже, чем у трехматричных. Правда, некоторые компании, например Canon, применяют специальные RGB-фильтры, эмулирующие три матрицы на одной, что позволяет уменьшить различия в цветопередаче.

У камер с тремя матрицами оптика разделяет изображение на три основных цвета, и каждый цвет передается на свою матрицу. Понятно, что в таких камерах всегда используется оптический стабилизатор (исключение, лишь подтверждающее правило, - модель Panasonic DX100, в настоящее время снятая с производства).

Для большинства случаев любительского использования, подразумевающего просмотр результатов съемки на обычном и далеко не самом лучшем телевизоре, камера с одной матрицей практически неотличима по цветопередаче от камер с тремя матрицами. Но при использовании камер для полупрофессиональных целей или просмотре результата на хороших мониторах с S-VHS-входом разница заметна, как и при просмотре или печати снимков, сделанных на камерах с одной и тремя матрицами. Единственный, но существенный недостаток камер с тремя матрицами - высокая цена, которая редко бывает ниже $2000.

Тип развертки. Как известно, некоторые видеокамеры имеют возможность снимать с прогрессивной разверткой. Насколько она важна при выборе покупки? Строго говоря, вести съемку с прогрессивной разверткой на той же скорости, что и обычную, могут лишь некоторые модели Canon и JVC. Наличие прогрессивной развертки, безусловно, добавляет привлекательности камере, но надо понимать, что эта функция нужна только для печати фотографий с видео, создания фотоальбомов на CD-ROM и т. п.

Чувствительность. Этот параметр обычно находится в диапазоне от 0 (полная темнота) до 15 люкс. Широко распространено заблуждение, что чем меньше указанное в паспорте значение, тем лучше видеокамера будет снимать в условиях пониженной освещенности. Мнение формально правильное, но по сути ошибочное. Указанное производителем значение минимальной освещенности нужно игнорировать по той простой причине, что рядом с этой цифрой «забывают» написать, при каком уровне яркостных и/или цветовых шумов это значение получено.

По той же причине меньшее значение чувствительности никоим образом не означает лучшую по этому параметру видеокамеру. Оценить ее позволит только практическая съемка при плохом освещении и просмотр результата.

Габариты и вес. Эти параметры особенно важны в полевых условиях. А если камера весит больше килограмма или слишком велика, она неудобна и в обычной эксплуатации, особенно для женщины.

Есть и другая крайность - сверхмалые габариты и вес (до 450 г). Конечно, такие камеры легко помещаются в кармане или дамской сумочке, но за это порой приходится расплачиваться неудобством в использовании. Например, на подобной камере очень известной фирмы управление увеличением выполняется безымянным пальцем, что приводит к досадным огрехам при съемке. Кроме того, сверхлегкие камеры слишком сильно «дрожат» в руке, и зачастую никакой стабилизатор этой ситуации не исправляет. Из-за малых размеров звуки от работающей механики, трения рук о корпус и т. п. улавливаются микрофоном и записываются на звуковую дорожку.

Оптимальным весом для видеокамеры можно считать 600-800 г. Габариты соответствуют весу. Такие камеры достаточно удобны в эксплуатации.

До покупки камеры надо оценить не только технические характеристики, но и по возможности качество съемки - важнейший, однако, увы, субъективный параметр. Очень трудно определить качество съемки «на глаз». В оценке могут помочь тесты, размещенные на сайтах www.spline.ru и www.videozona.net. Хороший критерий качества - съемка и внимательное изучение результатов прямо в магазине, где освещение обычно оставляет желать лучшего. Как правило, если видеокамера хорошо снимает при недостатке света, она будет хорошо снимать и при нормальной освещенности. Рекомендую сравнивать камеру, которую предполагается купить, с той, что заведомо хорошо снимает в подобной обстановке. Иначе неопытному взгляду начинающего любая камера покажется хорошей.

И второй по важности субъективный параметр - удобство работы, на которое зачастую обращают внимание, только начав эксплуатировать видеокамеру. Какие факторы могут затруднить управление камерой и сделать фактически невозможными некоторые виды съемок? Например, управление ручными режимами - фокусировкой, экспозицией, балансом белого и тому подобными - только через меню. Или когда кнопка входа в меню находится под жидкокристаллическим дисплеем с левой стороны корпуса.

Типичный пример: вы стоите на берегу синего, синего моря, солнце светит в лицо, и вдруг вы видите летящую к берегу красивую птицу (или не менее красивую девушку, выходящую из воды), причем объект съемки занимает незначительную часть кадра.

Что делать? Если снимать в автоматическом режиме, хорошо получится только море, а объект съемки будет темным и плохо различимым, так как автомат измерит экспозицию для основного (по площади) изображения. Значит, нужно перейти на ручную экспозицию, но для камеры с таким «удобным» управлением придется сделать следующее:

Пока вы, чертыхаясь, все это проделаете, птица уже улетит (или девушка - уйдет). Поэтому, выбирая камеру, попробуйте выполнить эти операции при внешних помехах, таких как яркий свет, например, и посмотрите, сколько времени на это ушло. Камера с прямым удобным доступом к ручным режимам позволяет установить экспозицию или фокус очень быстро, и хорошие кадры потеряны не будут.

И последний совет: обязательно оцените удобство управления трансфокатором (приближением/удалением). Он должен легко управляться указательным пальцем без дерганий и задержек.


1 (обратно к тексту) - Сергей Блохнин консультировал нас при создании материала «Цифровое видео» (см. «ДК» за апрель 2000 года).