БУМАЖНЫй НОМЕР 

 

Хорошо сидим?

01.08.2001
Михаил Брауде-Золотарев

 

Уважаемые читатели! Позвольте поинтересоваться, какая самая наболевшая проблема российского рынка программного обеспечения? Бьюсь об заклад, что большая часть аудитории - хотя бы и неуверенно - спросит: «пиратство, что ли?» А уж производители этого самого программного обеспечения уверены на все сто: пиратство - главное препятствие на пути к их процветанию. Нехитрое арифметическое усилие, перемножение числа продаваемых в России контрафактных экземпляров на стоимость легальной лицензии, дает будоражащий воображение хозяина софта результат. Много получается, и пройти мимо этого факта компании не могут. И не проходят, при каждом удобном случае напоминая властям, как им на Руси жить тяжело, и рассылая в СМИ пресс-релизы об очередном противопиратском рейде.

Вряд ли следует осуждать производителей софта, отстаивающих свои интересы. Но также не нужно судить и нас, когда мы рассказываем о том, что зачастую стоит за такими рейдами. Об этом подробнее читайте в материалах темы, а сейчас главное для нас - подчеркнуть, что в этой сильно упрощенной модели производителя софта фигурируют: пират, незаконно производящий ПО, пользователь, незаконно его использующий, государство, не принимающее меры против первых двух, и, наконец, он - производитель, страдающий ото всех троих. Еще раз: не то чтобы такой подход был принципиально неверен - но и назвать его объективным никак нельзя.

Как бы то ни было, усилия компаний, производящих софт в России, не пропали даром: почти каждый пользователь теперь «знает», что диски, купленные на развале у метро, - пиратские. Но так ли это на самом деле? Порой наши суждения о тех или иных материях бывают ошибочны, и когда дашь себе труд вникнуть в ситуацию с пиратством, с удивлением обнаруживаешь: почти все массовые «безусловные» представления о предмете оказываются ложными.

Прежде всего, конечно, нужно договориться о том, что понимать под «пиратским программным обеспечением». Как это ни покажется странным, от точности формулировок непосредственно зависят и выводы, и оценки.

Есть две принципиально разные темы: нынешнее положение дел с исполнением нынешних законов и адекватность современного института охраны интеллектуальной собственности, в данном случае - авторских прав, технологическим условиям нашей жизни. Когда появились средства дешевого копирования, когда информация оторвалась от носителя, а сами носители стали быстро дешеветь и обезличиваться, издержки отслеживания нарушителей и, соответственно, правопринуждения начали расти. Есть и другой фактор: авторское право, будучи много лет экономическим инструментом защиты инвестиций в творческую деятельность, в последнее время стало хуже выполнять свои функции. Все большую долю доходов неоправданно получают посредники (издатели), все меньшая - достается авторам, а пользователи лишаются дешевого легального доступа к результатам творческой деятельности.

Но это все теории, и как бы красиво они ни звучали, сегодняшнее законодательство требует уважения к чужой интеллектуальной собственности.

Каковы перспективы сохранения нынешнего законодательного порядка? Я не отношусь к «оптимистам»: думаю, что положение дел в ближайшие годы существенно не изменится. Да и прогнозы прошлых лет о неминуемом скором крахе современного законодательства в этой сфере что-то не сбываются.

Но об этом в теме номера вы больше не встретите ни слова. Все внимание я уделил нынешнему законодательству и правоприменительной практике, уйдя от ответов на вопросы «хороши» законы или «плохи».

Напоследок позвольте обозначить коротенький, как любят выражаться в лицензионных соглашениях некоторые правообладатели 1, дисклеймер, то есть оговорку. Эта тема номера во многом сиквел, переработка двух тем номера, вышедших в «КТ» в 2000 году (www.computerra.ru/offline/2000/344 и www.computerra.ru/offline/2000/346). Кое-что может показаться знакомым, тем не менее вы найдете здесь много нового. Мы детально рассмотрим, как устроен пиратский рынок Москвы, каковы на нем правила игры и механизмы ценообразования, уделим внимание Интернету и правопринуждению в нем. Через все материалы насквозь проходят комментарии-врезочки в виде небольших диалогов между Юрием Злобиным, главой ассоциации «Русский щит», нашим корреспондентом Дмитрием Коровиным и автором этой cover story.


1 (обратно к тексту) - Вот еще одно замечательное словечко - «правообладатели». Как вы думаете, кто это? Будете смеяться, но это обладатели прав. В нашем случае - на программное обеспечение.