БУМАЖНЫй НОМЕР 

 

Проектор и только проектор!

01.12.2001
Андрей Соловьев

 

Особое мнение

Если сравнивать домашний театр с личным кинозалом, все телевизионные решения оказываются неполноценными. Кинозал - это особая атмосфера, это обязательное затемнение, это большой экран на стене. Так что лучшие возможности для демонстрации кинофильмов дома дают мультимедийные проекторы. Именно они, а не плазменные панели, не проекционные и тем более не электронно-лучевые телевизоры.

Проектор не имитирует, а буквально повторяет то, что происходит в кинозале, - проецирует картинку на большой экран. Раньше, возможно, этого было недостаточно: несмотря на внешнее сходство процессов, набиралось слишком много отличий между «пленочным» и «электронным» изображением. И связано это было как раз с тем, что проигрыватель DVD выдает телевизионный сигнал, который имеет свою специфику. Но последние технологии, примененные в мультимедийных проекторах, позволили это отличие минимизировать.

Во-первых, в современных проекторах применяется построчная развертка MAPS, адаптируемая к движущемуся изображению (motion adaptive progressive scan). Простая развертка смешивает линии текущего кадра с линиями из предыдущего кадра. В результате появляются мерцание, ряд цветовых искажений и - эффекты «смазывания» при движении объектов. Технология MAPS автоматически определяет и выравнивает по строкам движущиеся элементы кадра. В результате на экране получается однородное движение, обладающее высокой четкостью и малыми искажениями.

Во-вторых, чтобы в точности передать эффект киноизображения при проекции видеосигнала, применяется так называемая система «шаг кадра 3/2» (3/2 pull-down system). Она компенсирует разницу в частоте кадров между киноизображением (24 кадра в секунду) и видеоизображением (для стандарта NTSC - 30 кадров в секунду, или 60 полей, полукадров в секунду). Эта компенсация достигается благодаря следующему алгоритму: из выбранного кинокадра создаются два идущих друг за другом видеокадра; из следующего кинокадра - три последовательных видеокадра; из следующего, уже третьего, кинокадра - опять два кадра видео. И так далее. Из-за частичного перекрытия видеокадров могут возникать размытость и погрешности в цветопередаче. Схема построчной развертки, разработанная компанией Hitachi, позволяет избежать этих эффектов: она способна выделять кинокадры с шагом 3/2 и при этом обрабатывать все 60 полей видеоизображения как неподвижные кадры. Это также позволяет добиться настоящей «пленочной» картинки, как при просмотре оригинального фильма в кинотеатре.

Для того чтобы обеспечить более чистое изображение, существует система точного подавления помех. Для их выявления она сравнивает текущий проецируемый кадр с предыдущими. Так достигается высокая степень фильтрации сигнала и, как результат, - очень чистая картинка.

Раньше для многих проекторов воспроизведение очень темных областей было большой проблемой. Даже если аппарат обладал высоким коэффициентом контрастности, это еще не гарантировало высокого качества изображения с темными областями. Сегодня эта проблема решается отдельным, избирательным усилением уровня черного. При этом яркие области остаются без изменений, а общий контраст и глубина кадра значительно поднимаются.

Ряд разработок был направлен на то, чтобы сделать проекторы идеальным средством демонстрации кинофильмов в домашних условиях. Прежде всего надо было победить шум вентиляторов охлаждения. Сегодня это удалось - в последних моделях проекторов стали применяться более тихие и эффективные вентиляторы. Общий акустический уровень шума при этом понижается до 34 дБ и даже до 32 дБ в специальном «тихом» режиме. Это вплотную приближается к порогу слышимости (25 дБ). Соответственно, шум проектора практически не портит оригинальный звук кинофильма.

Специально для небольших помещений разработаны проекторы с широкоугольной оптической системой, которая примерно в два раза, по сравнению с обычной оптикой, расширяет область проекции, делая это без искажений. С расстояния всего 1,5 метра можно проецировать кинокартину на экран с диагональю 60 дюймов! Проекционный телевизор с такой диагональю займет половину комнаты.

И еще одна интересная технология появилась совсем недавно. Это принципиально новый способ формирования проекции, так называемая технология LCOS (liquid crystal on silicon - жидкие кристаллы на кремнии). В ней совмещены достоинства технологии разделения светового потока на три луча RGB и технологии применения отражающей матрицы. При этом часть электродов управления выведена на подложку матриц, свет не проходит через плотную сетку электродов. Разрешение и четкость при этом возрастают до уровня True SXGA (1365х1024 точек).

Применение каждой из перечисленных технологий усиливает «эффект кинозала». Да и компьютерные игры на большом экране с высоким качеством изображения переходят в другой класс развлечений.


Примечание редакции: Аргументы Андрея Соловьева, бесспорно, сильные. Только надо учесть, что стоимость самых слабых проекторов пока остается на уровне 2-2,5 тысяч долларов. А модели посильнее стоят еще вдвое, втрое дороже. Так что применение проекторов «показано» для домашних театров высокого ценового класса.