БУМАЖНЫй НОМЕР
![]() |
01.08.2001
Лена Орлова
В
чем разница между фантастикой и фактами
Национальный («Смитсоновский») музей авиации и космонавтики США периодически устраивает цикл лекций памяти Вернера фон Брауна, немецкого ученого-ракетчика, волею судьбы сыгравшего для Америки ту же роль, какая в СССР выпала Сергею Королеву. Лекторов на мемориальные чтения стараются приглашать как можно более интересных. Так, в этом году главными докладчиками стали знаменитый фантаст сэр Артур Кларк и «луноходец» Юджин Кернан (Eugene Cernan), принимавший участние в экспедиции «Аполлон-17». Правда, великий визионер и популяризатор науки Кларк выступил не лично, поскольку практически не покидает свое жилище на острове Шри-Ланка, а с помощью космической связи, предсказанной, к слову сказать, им самим около полувека назад в одном из фантастических романов.
Тема соотношения реальности и фантастики вообще поднимается очень часто, если речь заходит о космосе. Так, Юджин Кернан признался, что, по его мнению, между научной фантастикой и научными фактами разница весьма небольшая. И заключается она лишь во времени, том измерении, о котором нам по сию пору известно крайне мало, но благодаря которому существует столь ощутимая грань между мечтами и действительностью.
Возможно, одним из самых ярких подтверждений справедливости слов Кернана
являются события, разворачивающиеся последние лет двадцать вокруг Европы. Этот
спутник Юпитера размером примерно с нашу Луну считается чуть ли не самым
загадочным
объектом Солнечной системы. Человечеству в настоящее время неизвестны другие
места во Вселенной, где с весьма большой вероятностью существовал бы гигантский,
как на Земле, океан соленой воды - потенциальная колыбель жизни.
Планета-океан
Четыре самые крупные из пятнадцати лун Юпитера - Ганимед, Каллисто, Ио и Европа - были открыты Галилео Галилеем в 1610 году и ныне так и называются - «галилеевские». Самая маленькая из них, Европа, имеет диаметр чуть более 3 тысяч километров и обращается вокруг Юпитера за 3,6 земных дня. Европа полностью покрыта слоем воды толщиной несколько десятков километров, но средняя температура на поверхности спутника составляет минус 162 градуса по Цельсию, так что ученые долго считали этот мир абсолютно замерзшим и, уж конечно, безжизненным.
Первыми космическими кораблями, достигшими Юпитера в начале 1970-х годов, были Pioneer 10 и Pioneer 11. В те времена знания о гигантской планете и ее окрестностях не позволяли даже рассчитать, сумеют ли вообще «Пионеры» пережить близость Юпитера и воздействие его мощных излучений, однако корабли выжили и отправили на Землю важную информацию, которая помогла лучше подготовить следующие экспедиции. В 1977 году ученые Кассен, Рейнолдс и Пили (Cassen, Reynolds, Peale) выдвинули гипотезу, что Европа, под воздействием гравитационного поля Юпитера постоянно испытывающая эффекты «приливного трения», может быть разогрета до такой степени, чтобы под многокилометровой толщей льда оказалось возможным существование целого океана воды. Одним из серьезных аргументов в поддержку этой гипотезы является более близкий к Юпитеру спутник Ио, где из-за разогревающих приливных эффектов наблюдается непрекращающаяся вулканическая активность.
В 1979 году мимо Юпитера и его лун проходил маршрут корабля «Вояджер», который передал на Землю первые четкие снимки Европы: бледно-желтые ледяные равнины, перемежаемые участками красных и коричневых оттенков. Поверхность планеты бороздят гигантские трещины, протяженностью тысячи километров, но при этом не было обнаружено ни одного гребня или каньона сколь-нибудь впечатляющих размеров. Такая ровная в геологическом смысле поверхность не только делает Европу одним из самых «гладких» объектов Солнечной системы, но и представляет научную загадку.
|
|
Проанализировав снимки и оперевшись на гипотезу Кассена-Рейнолдса-Пили,
известный журналист и популяризатор науки Ричард Хоугленд опубликовал в 1980
году большую статью в журнале
«Star and Sky», в
которой выдвинул очень смелые предположения об особенностях Европы. По мнению
Хоугленда, красно-коричневые выбросы на поверхности - это следы вулканической
деятельности, а значит, под толщей льда имеются схожие с земными условия для
образования «органического супа», в котором может зародиться жизнь… Но поскольку
в глазах «твердых» ученых Хоугленд давно имеет репутацию «опасного вольтерьянца»,
пачками генерирующего сомнительные идеи, в научном мире и особенно в НАСА эта
гипотеза, мягко говоря, не получила поддержки. Если же называть вещи своими
именами, то Хоугленда просто подняли на смех. Даже
гипотеза
о воде под толщей льда казалась фантастической, а тут еще и разговоры об «условиях
для жизни».
Всерьез восприняли Хоугленда лишь двое: Роберт Джастроу (Robert Jastrow), один из отцов-основателей НАСА и в прошлом директор Годдардского института космических исследований, да «ясновидящий» Артур Кларк. Причем идея оказала на фантаста такое впечатление, что он даже написал на эту тему роман-продолжение к своей знаменитой книге «2001: Космическая одиссея» под названием «2010: Одиссея два». По убеждению Кларка, в рамках готовившегося в те времена в НАСА проекта Galileo, целиком посвященного изучению Юпитера и его окрестностей, самое пристальное внимание следовало уделить Европе.
Корабль «Галилео»
достиг Юпитера в декабре 1995 года, а затем на протяжении нескольких лет с
помощью самых разнообразных сенсоров было получено гигантское количество
информации, которая изучается и по сию пору. Высокого разрешения фотографии
Европы показали, что поверхность планеты больше всего напоминает растрескавшееся
стекло, которое как бы само себя «чинит» выдавливая откуда-то снизу ледяную
кашицу-«клей»,
благодаря
чему постепенно разравниваются все неровности и зарастают трещины. Уже это
косвенно свидетельствует о наличии подо льдом воды.
Но самое убедительное подтверждение наличию океана на Европе появилось в 2000 году, когда ученые калифорнийского университета UCLA показали, что специфические колебания в магнитном поле этого небесного тела (полное переключение полярности с интервалом в 5,5 часа) могут быть вызваны лишь электрически заряженным слоем, находящимся подо льдом. То есть, весьма вероятно, океаном соленой воды.
Вслед за этим сообщением специалисты НАСА дружно изменили свое мнение, и
теперь гипотеза о жидком океане Европы является в агентстве, по сути дела,
общепринятой. Ричарда Хоугленда, правда, здесь предпочитают не вспоминать,
поскольку за прошедшие двадцать лет между сторонами установились отношения,
напоминающие
холодную
войну. Хоугленд беспрестанно разоблачает тайные маневры НАСА, вроде известной
истории с сокрытием правды о «лице» и «пирамидах» на Марсе, а агентство
игнорирует все аргументы противника, считая их безосновательными. Как бы то ни
было, НАСА уже запланировала первую исследовательскую экспедицию к Европе.
Космический корабль Europa Orbiter должен доставить к спутнику Юпитера
спускаемый аппарат Europa Lander со специальным «криороботом» для прохождения
льда и поиска возможных признаков жизни в океане. Если таковой, конечно, будет
обнаружен.
Погружение криобота
Разработка специального механизма, так называемого криобота глубоколедного бурения, ведется в JPL, научно-исследовательском центре НАСА, с 1998 года. С тех пор было создано и испытано несколько прототипов, общая схема работы которых выглядит примерно так.
После мягкой посадки спускаемый модуль активизирует зонд-криобот для проходки
льда. У этого устройства, имеющего форму торпеды, разогревается носовая часть, и
благодаря гравитации зонд начинает погружаться в тоннель, который сам же
проплавляет в толще льда. Приборы на борту криобота проводят измерения,
анализируют поступающие данные и отправляют их на поверхность. Зонд способен
обходить препятствия и немного изменять курс, подстраиваясь под условия среды.
Кроме того, полуавтономное рулевое управление
позволяет
роботу выбираться из возможных «ловушек». Расплавленный лед обтекает корпус
криобота и вновь замерзает позади него.
Принципиальная работоспособность этой идеи уже проверена яв ходе полевых испытаний в Антарктиде, где условия наиболее приближаются к сверхнегостеприимной обстановке на Европе. Коротким антарктическим летом с ноября 2000 по январь 2001 года команда ученых JPL провела серию тестовых запусков прототипа криобота на так называемом Леднике Cи в западной части материка. Испытания прошли успешно. Криобот совершил семь «ныряний» в три скважины на глубину до 1226 метров. Не вызывает сомнений и возможность создания окончательного продукта к 2003-05 гг., когда намечался запуск космического корабля к таинственному спутнику Юпитера…
Увы, ныне планы НАСА существенно пересмотрены, так что запуск Europa Orbiter сдвинут по меньшей мере на 2008 год. А там, кто знает, может, и подтвердиться прогноз Артура Кларка, «назначившего» миссию к Европе на 2010 год. Правда, Кларк писал об экспедиции группы астронавтов, но время по-своему расставляет научные факты и фантастические предположения.