БУМАЖНЫй НОМЕР
![]() |
01.10.2001
Александр «CAM» Малюков
В 1990 году два сотрудника CERN (швейцарского Института элементарных частиц) Тим Бернерс-Ли и Роберт Калиау придумали Интернет: спроектировали и реализовали первую гипертекстовую систему для доступа к документации СERN, в том числе первые http-сервер (httpd) и брaузер гипертекста WorldWideWeb, позднее переименованный в Nexus, чтобы избежать путаницы с абстрактным понятием World Wide Web - «Повсеместно Протянутая Паутина».
С момента изобретения прошло чуть более десяти лет, и интернет-бум пошел на спад. Индекс акций высокотехнологических компаний Nasdaq стал напоминать Пизанскую башню. Инвесторы обожглись и поняли, что электронная коммерция - это в первую очередь коммерция, а значит, вероятность сверхприбылей в Сети не больше и не меньше, чем в любой другой области товаропроизводства и оказания услуг. В России начались интеллектуальные споры о том, с маленькой или большой буквы следует писать слово «Интернет». В Афганистане Интернет успели запретить, так толком его и не увидев. Американский сектор заполонили молодые миллионеры от Сети и «приманки для педофилов» - агенты ФБР, изображающие детей. Отгремели марши великих битв: майкрософтовский Internet Explorer догнал и перегнал по числу пользователей собрата-бродилку Netscape, а рок-группа Metallica до смерти затаскала по судам Napster - сервис, позволявший обмениваться МР3-файлами. Люди привыкли к Сети, к онлайн-конференциям звезд шоу-бизнеса и политиков, к официальным сайтам. URL и e-mail стали обязательными атрибутами рекламного постера. Недалеко то время, когда Интернет, растеряв блеск и новизну, займет место где-то между проигрывателем компакт-дисков и кофеваркой. Пока этого не произошло, давайте попробуем сравнить две гипотетические ситуации: Интернета.нет (день сегодняшний, при условии, что Интернет не был изобретен) и Интернета не будет (недалекое завтра, момент схода нынешнего Интернета на нет).
Нынешний Интернет я бы разделил на три составляющие: гипертекстовое информационное пространство, среда общения и место для самовыражения. Рассмотрим каждый аспект в отдельности:
Поиск нужной информации занимает неопределенное количество времени. На научных конференциях, вместо того чтобы общаться, ученые жадно вчитываются в распечатки докладов. Попытка узнать, когда прибывает нужный поезд, чревата часовыми телефонными перезвонами, а покупка билета - стоянием в очереди. В библиотеках столпотворение.
Поисковики перестали справляться с обилием информации. По времени это совпало с хакерской атакой антиглобалистов и террористических организаций различных толков. Страшный сетевой вирус взламывает сайты и вносит изменения в имена, даты, извращает событийный ряд. Здравствуйте, мистер хаос. Информации море, причем львиная доля представляет собой заведомую дезинформацию. Вводится сертификация, система государственного контроля (очень пригодились навыки, полученные при строительстве Поднебесной Великой Китайской Стены, и наработки российского СОРМа - «системы оперативно-розыскных мероприятий в глобальных компьютерных сетях»). Создается сеть Infonet, которая объединяет вызывающие доверие источники, центральные новостные агентства и правительственные институты. Чтобы избежать взлома и порчи информации проникающими из Интернета хакерами, сеть распространяется по выделенным кабельным каналам. Высокая стоимость подключения (как результат огромных материальных затрат на поддержание, проверку и сертификацию данных) становится причиной столпотворения в обычных, не электронных библиотеках.
Подводя итог вышесказанному, замечу, что я далеко не случайно смещал акценты и наводил тень на плетень, подталкивая читателя к цитате из шуточной песенки: «Я сижу, размышляю, до меня вдруг дошло: если это осталось, то что же ушло?!» Радио, телевидение, Интернет и их последователи не в силах изменить человеческое естество. Мир в очередной раз не перевернулся. Когда Интернет исчезнет, повинуясь размеренной поступи истории, мы не зарыдаем, а скорее всего просто не заметим перемен. Интернет - лишь маленький шаг в развитии технического прогресса, который с течением времени может привести нас к былинному камню на развилке дороги: «Направо пойдешь - попадешь в черное царство роботов, которое предрекает человечеству один из самых известных астрофизиков мира Стивен Хоукинг. Налево пойдешь - ждет тебя удивительно удобная модификация нынешнего Интернета. Ну, а прямо пойдешь…»