БУМАЖНЫй НОМЕР 

 

Опасный уКЛОН

01.11.2001
Юлия Сорокина

 

В анналах истории науки зафиксировано, как после первых же взрывов атомной бомбы потрясенный содеянным Альберт Эйнштейн сказал: «Если б я знал… то уж лучше бы стал слесарем». Бремя вины и ответственности ученого, лично подталкивавшего американское правительство к быстрейшей разработке смертоносного оружия, угнетало Эйнштейна всю оставшуюся жизнь.

Британские генетики Иэн Уилмут и Хари Гриффин из Roslin Institute, создавшие знаменитую овцу Долли и первыми одарившие человечество работоспособной технологией клонирования крупных млекопитающих, пока не терзаются эйнштейновыми муками совести. Однако именно с их подачи ныне раскручивается безответственная кампания по быстрейшему клонированию человека. К чести ученых, Уилмут и Гриффин находятся в первых рядах тех, кто категорически возражает против подобных попыток, указывая на массу опасностей и нерешенных проблем. Но, увы, джинн уже выпущен из бутылки.

На множестве сайтов, посвященных клонированию человека, всерьез и с воодушевлением обсуждается захватывающая возможность «обретения бессмертия», которое якобы несет в себе новая технология. Никто еще не имеет ни малейшего понятия, что будет представлять собой клон человека, однако недавний опрос общественного мнения в США показал, что от шести до семи процентов взрослого населения Америки хотели бы себя клонировать. А это, заметим, пять миллионов платежеспособных людей, готовых выложить приличные деньги ради воплощения своей мечты.

Раз есть спрос, непременно находится и предложение. И вот уже двое ученых с довольно сомнительной научной репутацией, итальянский гинеколог Северино Антинори (Severino Antinori) и американский «андролог» Панайотис Завос (Panayiotis Zavos), во всеуслышанье объявили о намерении не далее как к следующему году клонировать ребенка. На всякий случай встревоженную общественность заверили, что он не будет «монстром». Хотя, как свидетельствуют специалисты, работающие в этой области, начинать подобные работы сейчас - преступно и безответственно, поскольку имеются по меньшей мере «десятки неизвестных факторов». К сожалению, на тех, кто раскручивает машину человеческого клонирования, подобные аргументы не действуют.

Точкой отсчета этих драматических событий, несомненно, следует считать 5 июля 1996 года. День, когда родилась овечка Долли - первое млекопитающее, созданное путем клонирования. Сам факт ее появления на свет сильно удивил (если не сказать потряс) научный мир. Ведь лишь десятилетием раньше ведущие светила в этой области исследований заявляли, что «клонирование млекопитающих из единственного ядра технически невозможно». По иронии судьбы именно таким путем была сотворена Долли, а за нею и многие другие клоны домашних животных. Из яйцеклетки донора изымают ядро, вместо него внедряют генетический материал клонируемого животного (в случае Долли - клетку из вымени овцы), затем электрическим разрядом стимулируют яйцеклетку к делению и имплантируют ее в матку «суррогатной матери», которая вынашивает эмбрион и рождает клон. Эту немудреную (на бумаге, естественно) технологию после создания Долли многократно использовали на других животных, и пятью годами позже случилось то, что для нашего прагматичного мира было неминуемо: было объявлено о намерении клонировать человека.

Антинори и Завос, конечно же, получают сейчас многочисленные предупреждения от специалистов, давно экспериментирующих с клетками животных. Но предупреждения, по сути дела, игнорируются. Завос говорит: «Технологию можно развивать и в конце концов сделать безопасной. Дело лишь в решительности, а мы настроены очень решительно». Антинори тут же добавляет, что «на 99 процентов уверен» - они не создадут монстров. Увы, как свидетельствует многоопытный Гриффин, «этого невозможно знать заранее. Что бы ни говорили Антинори и Завос, дефектов избежать нельзя. Мы не знаем ни того, что их вызывает, ни того, с какими именно генами соотносятся дефекты. Пока ученые работают в полнейшей темноте. И именно поэтому столь вопиюще безответственны попытки воспроизводить эту процедуру на людях». Достаточно сказать, что клонирование заканчивается успехом менее чем в 1% попыток. Например, для получения одного клона овцы яйцеклетку пришлось имплантировать 277 раз. По пока неустановленным причинам даже в «успешных» клонах животных наблюдаются многочисленные генетические отклонения, грозящие человеку в случае клонирования не только физической, но и умственной патологией. И список этих факторов очень велик…

Слава доктора Антинори никоим образом не зиждется на его богатом опыте в сфере клонирования или хотя бы в молекулярной биологии размножения. Главным образом, он известен как человек, однажды имплантировавший эмбрион 62-летней женщине, которой очень хотелось ребенка. Научные заслуги доктора Завоса еще более сомнительны. Лет семь назад его выгнали из алабамской больницы, где он работал, «за неэтичное и Северино Антинори, Панайотис Завос, Брижит Буасельепротивозаконное поведение». За этой формулировкой скрывается получение с пациента мзды в размере 1540 долларов за процедуру стоимостью 63 доллара, причем Завос даже не выполнял процедуру сам, перепоручив ее другому сотруднику, а просто положил все деньги в карман.

Знающие Антинори и Завоса люди признают, что они вовсе не безумные, а просто бесстыжие ученые, ради денег и славы готовые на самые безответственные эксперименты. Однако среди ярых поборников клонирования есть и деятели с явными психическими отклонениями. К примеру, Ричард Сид (Richard Seed), бывший гарвардский физик, заявляет, что клонирование позволит ему «обрести жизнь вечную и стать единым с господом богом». Еще один энергичный персонаж, француженка Брижит Буаселье (Brigitte Boisselier), имеющая две докторские степени и развернувшая бурную деятельность в области клонирования человека, тоже разделяет идею д-ра Сида о пути к бессмертию через клонирование. Мадам является членом довольно богатой религиозной секты «раэлиан», пропагандирующей клонирование. Основана секта неким Раэлем (в миру известным как Клод Ворион), французским спортивным журналистом и любителем автогонок, который однажды объявил, что в 1974 году не только встречался с инопланетянами, но и занимался с ними сексом. Теперь секта «раэлиан» финансирует инициативы д-ра Буаселье по началу человеческого клонирования. Дочка мадам уже вызвалась стать «мамой-заменителем» для вынашивания первого клонированного человеческого эмбриона.

К сожалению, человеческая природа такова, что очень многие люди готовы выделить на опыты по клонированию человека весьма значительные суммы денег. Что, разумеется, означает качественное лабораторное оборудование, наем квалифицированного персонала и, возможно, некоторые практические результаты. Однако почти наверняка можно утверждать, что «ученым» типа Антинори, Завоса и Буаселье не удастся самостоятельно довести дело до реального клонирования человека.

Источником денег являются, прежде всего, несчастные люди: бесплодные пары, отчаянно желающие иметь детей; скорбящие родители, которых удается убедить, что путем клонирования можно вернуть умершего ребенка; любящие дети, полагающие, что технология клонирования позволит им оживить ушедших в мир иной родителей. Эти надежды могут показаться наивными, но они серьезно декларируются и обсуждаются на сайтах Интернета.

На знаменитой картине Босха «Исцеление глупости», насыщенной элементами средневекового символизма, аллегорически изображается, как на глазах у глупцов-обывателей шарлатаны-медики выкачивают деньги из глупцов-пациентов. Полтысячелетия прошло со времени написания картины, а крепкий финансовый союз алчности, рядящейся в платье науки, и доверчивой человеческой глупости по-прежнему нерушим.