БУМАЖНЫй НОМЕР
![]() |
01.09.2001
Кир Булычев
Будучи космическим археологом, милый инопланетянин Громозека колесит по всей Галактике и нередко заглядывает к нам в Солнечную систему. Его очень интересует история Земли, особенно проблема вмешательства в нее человека, его влияния на прошлое, которое оказывается непредсказуемым. А из непредсказуемого прошлого вырастает непредсказанное настоящее - объект изучения относительной темпорологии, науки о времени, выдуманной Громозекой.
Сегодня мы поговорим об альтернативной истории. Но я не буду метать молнии в математика Фоменко, пусть он купит себе еще несколько «мерседесов» за счет малограмотных пожилых подростков. Их столько морочили, что теперь хочется прочесть нечто запретное и поверить в это запретное, как некогда в «Краткий курс». Обратите внимание, в словах-паразитах, проникающих в язык, есть корреляция с психологическим состоянием общества. Еще недавно господствовало «междометие» «тк-скзть», теперь его место заняло выражение «как бы». Вы слышали такие перлы: «я как бы женат», «как бы хожу на службу», «как бы кого-то люблю»?..
Замечательный пример того, как на самом деле совершается альтернативная история, можно отыскать не в романах, а в русской истории. Некогда Битяговские по приказу Бориса Годунова зарезали царевича Дмитрия. На крики кормилицы выбежала Мария Нагая, мать царевича, кинулась к телу сынишки, почти в беспамятстве ласкала его, а затем стала взывать к сбежавшемуся народу, чтобы громили царских слуг, убийц мальчика. Через четырнадцать лет Марию Нагую привезли из монастыря на встречу с Лжедмитрием. Чтобы не случилось накладки, царице показали на Отрепьева, и она тут же с размаху кинулась ему в объятия с криком: «Сыночек, нашелся!» Через год после убийства Лжедмитрия царица заявила, что ее ввели в заблуждение. Ее, мол, неправильно поняли, никого она не признавала! Еще более сложную игру в угадайку-неугадайку сыграл Василий Шуйский. Ни Марию, ни Шуйского никто не осудил. Что поделаешь - обстоятельства!
Обстоятельства вечно толкают нас к историческому вранью.
История Советского Союза в значительной степени соткана из подмен. Вам, наверное, приходилось слышать, что день Советской (Красной) Армии, о подвигах воинов которой, совершенных именно 23 февраля 1918 года, так много говорил товарищ Сталин и последующие товарищи, на самом деле никакими подвигами не отмечен. В тот день красные отряды потерпели поражение от немцев под Нарвой, а их командир матрос Дыбенко сбежал с поля боя. Но Александра Коллонтай, любовница Дыбенко, не желала позора для своего моряка. - И выковали легенду…
Каких только журналистских и писательских карьер не взросло на почве этой проклятой «альтернативы». Причем писатели были бесстыжими и не жалели даже живых. Когда Фадеев приехал в Краснодон за материалами о «Молодой гвардии», он остановился у матери Олега Кошевого. - И Олег стал героем номер один, а героически погибший «Стахович» был объявлен предателем. Выдуманное предательство легло на безвинного человека черным пятном, а его родные жестоко пострадали…
Стране, отринувшей прошлое, были позарез нужны свои, советские герои. Среди придуманных примеров поведения, на которые мы равнялись в школе, были Павлик Морозов, 26 бакинских комиссаров и 28 героев-панфиловцев. Эта сказочная нумерология почему-то сладка тоталитарному сознанию. Ведь многие «переименования» двадцатых и тридцатых годов были нумерологическими. Как назывался Невский? - Проспект 25 Октября. А как называлась Никольская? - Улицей 25 Октября.
Случались, конечно, и накладки. Журналист Кривицкий написал о подвиге 28 героев-панфиловцев. Красиво написал. Даже заставил политрука перед смертью произносить слова: «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!»
Некий чин на вершинах власти, как утверждает карикатурист Борис Ефимов, из злобного антисемитизма не любивший Кривицкого, вышел из себя: «Откуда вы это знаете? Ведь ни одного панфиловца не осталось в живых!»
А Кривицкий отвечал:
- Откуда нужно, оттуда и знаю.
И оказался прав. Возобладала целесообразность: панфиловцы были нужнее высокопоставленного бонзы…
Лет двадцать назад ехал я на машине в Симферополь. И у дороги, не помню уж где, увидел побеленный памятник пограничнику Карацюпе и его собаке. Надписи на постаменте не сохранилось, так что прохожие, включая местных жителей, полагали, что скульптура поставлена для красоты, как девушка с веслом или бетонные олени.
А ведь какой был герой! По официальной статистике, он поймал больше диверсантов, чем Стаханов выдал на-гора тонн угля. На Карацюпу трудился пограничный округ, в диверсанты записывали добровольцев, Стаханову грузили уголь все соседние шахты, а ткачихи-многостаночницы проезжали по цехам на автомобиле «эмка».
Тяга к созданию удобной альтернативной действительности жива и сегодня. Цель моих заметок - напомнить об этом. Недавно один отставной подполковник сообщил мне по секрету, что Горбачев масон и разваливал великий могучий Советский Союз по заданию ложи.
Я его утешал тем, что как развалили, так и соберем. Понемножку. Альтернативный шажок за шажком. Сначала вернем гимн, потом Дзержинского на площадь, потом…